Статьи о работе и бизнесе
Целью любого бизнеса в конечном итоге является получение прибыли. А ее величина напрямую зависит от успешного сбыта товара. Следовательно, чем эффективнее обстоит дело со сбытом, тем прибыльнее бизнес. И здесь принцип "сначала сделай товар, а потом пытайся его продать" явно не подойдет. Заваленные невостребованной продукцией склады и банкротство - такова судьба предприятий, руководство которых не просчитало заранее все пути прохождения товара от компании-производителя до потребителя. Именно поэтому первое, чему учат в любом образовательном учреждении на специальности "организация бизнеса", - это умение правильно оценить маркетинговую ситуацию. Прежде чем сформировать концепцию будущего предприятия и идею планируемого товара, бизнесмен должен всесторонне проанализировать нужды, потребности и запросы потребительского рынка, рассчитать емкость и определить перспективы его развития, знать принципы ценообразования и мониторинга своих потенциальных конкурентов. Чтобы будущие предприниматели могли делать правильные выводы о существующей бизнес-ситуации и выпускать именно тот товар, который будет пользоваться спросом у потребителей, начинающих организаторов бизнеса учат проводить маркетинговые исследования. Это позволяет предпринимателям даже с незначительным практическим опытом определять актуальные направления развития компании. И их фирмы, по крайней мере, не будут выпускать логарифмические линейки в эпоху компьютеров.
Хороший план - хорошие перспективы
После того как будущие бизнесмены постигнут науку разработки такого продукта (товара или услуги), который будет активно востребован на потребительском рынке, их учат составлять бизнес-план.
Вводной частью бизнес-плана являются:
* Название предприятия. Здесь бизнесмен должен проявить не только творческую фантазию, но и дальновидность. Ведь, как утверждают аналитики, имя фирмы во многом определяет ее будущее. Например, вы слышали о компании "Монолит", выпускающей шелковые ткани, а о финансовой группе "Вольный ветер"? Вряд ли такие названия могут помочь в продвижении на рынке тех товаров и услуг, которые предлагают эти компании.
* Организационно-правовая форма. На основании определенных юридических знаний предпринимателю предстоит выбрать, будет ли будущая фирма закрытым (ЗАО) или открытым (ОАО) акционерным обществом, обществом с ограниченной ответственностью (ООО) или государственно-частным (смешанным) предприятием.
* Основной вид деятельности фирмы. Конечно, в процессе развития у компании могут поменяться приоритеты и направления деятельности, но ведь надо с чего-то начинать.
* Дата регистрации предприятия. Обозначить дату рождения фирмы не только обязательно с юридической точки зрения, но и важно тактически. Дело в том, что потенциальные инвесторы и партнеры по бизнесу всегда хотят знать биографию компании.
* Юридический адрес и телефон предприятия, а также его банковские реквизиты.
В процессе учебы будущим предпринимателям обязательно дают примерную форму бизнес-плана, а учащиеся создают свой проект, максимально приближенный к реальной жизни. Как правило, в бизнес-план входят следующие позиции:
1. Общие положения.
* Описание предприятия (основные виды деятельности).
* Характеристика рынка (местный, региональный, в масштабах страны, промышленный, потребительский).
* Перспективы развития предприятия (что может быть достигнуто за 1, 3, 5 лет).
* Общий прогноз объема продаж и прибыли.
* Потребность в получении кредита, привлечении инвестиций и других источников заемных средств.
* Направления использования привлекаемых средств.
* Сроки погашения задолженности или планируемый доход вкладчика капитала.
2. Управление компанией.
* Список ведущего персонала (руководства) предприятия.
* План привлечения дополнительных работников (когда, с какой целью и на каких условиях оплаты труда).
* Возможные недостатки в управлении и методы их устранения.
* Действия в случае болезни или неожиданного ухода из компании ключевых сотрудников.
* Общая фактическая и планируемая численность наемных работников.
3. Характеристика продукции (услуг).
* Виды продукции и их доля в общем объеме продаж.
* Специфика продукции, отличительные сбытовые особенности, привлекательные потребительские качества.
* Принципы ценообразования каждого продукта.
* Основные конкуренты и сравнительные позиции.
* Применяемые патенты, лицензии и сертификаты.
4. Рынок и сбыт.
* Характеристика основного рынка (развивающийся, стабильный, сокращающийся).
* Вероятные способы приспособления продукции к потребностям других сегментов рынка.
* Характеристика потенциальных потребителей.
* Возможность предоставления кредита покупателям и его условия.
* Прогноз объема продаж по полугодиям.
* Уровень цен на продукцию и сравнение их с ценами конкурентов.
* Способ и каналы сбыта товаров (через розничную сеть, дистрибьютеров, торговых агентов, каталоги, рекламные письма и т.д.)
5. Организация производства.
* Необходимые производственные площади, их покупка, аренда или строительство.
* Потребности и стоимость оборудования и сырья.
6. Финансирование.
* Расчет необходимого объема безубыточного производства.
* Капитал, вложенный собственниками предприятия или его акционерами, другие средства, имеющиеся в распоряжении предприятия.
* Сумма требуемых дополнительных средств (кредитов) и возможные сроки их погашения.
Где взять деньги?
Многие предприниматели считают, что бизнес-план - это не только основа для начала производственной и сбытовой деятельности, но и инструмент для привлечения финансовых средств. И доля истины в этом есть. Дело в том, что формирование предпринимательского капитала, без которого даже гениальная бизнес-идея останется только идеей, осуществляется за счет трех основных составляющих:
1. Собственные ресурсы. Каждый предприниматель исходит из личных финансовых возможностей и возможностей своих партнеров по бизнесу, если таковые имеются.
2. Банковские кредиты. У каждого банка свои правила и порядки, а также процентные ставки и сроки их погашения.
3. Деньги инвесторов. Этот финансовый источник будет питать стартующий бизнес денежными вливаниями только в том случае, если потенциальные инвесторы увидят в бизнес-плане действительно реальные и заманчивые перспективы прибыли. Следовательно, чем более убедительным, доказательным, подробным, понятным, вдохновляющим и даже вселяющим азарт будет бизнес-план, тем больше шансов у организаторов предприятия направить сторонние финансовые потоки в собственное русло.
Все может быть…
Какой бы перспективной ни была предпринимательская идея, как активно ни финансировалась бы компания, как хорошо ни работал бы персонал фирмы, все может случиться… Пожары и наводнения, кражи и порча имущества, банкротство кредиторов и инвесторов, дефолт по типу 1998 года и т.д. А ведь это далеко не полный перечень неприятностей, которые могут обрушиться даже на преуспевающее предприятие. Поэтому в процессе учебы будущим организаторам бизнеса обязательно даются знания по страхованию предпринимательских рисков.
Сюда входит целый ряд превентивных мер:
* Создание определенных запасов сырья для того, чтобы неожиданный сбой его поставок не отразился на производственной деятельности компании.
* Планирование резервного финансирования (установление договорных отношений с возможными кредиторами и инвесторами на случай несостоятельности основных финансистов).
* Оформление договоров со страховыми компаниями по поводу самых разных ситуаций - от стихийных бедствий до форс-мажорных финансовых обстоятельств, в том числе страхование коммерческих рисков.
Каждый бизнесмен обязан знать
Чтобы правильно поставить дело и эффективно им руководить, необходимо знать свои права и соблюдать законы. Поэтому будущие организаторы бизнеса должны изучить Гражданский кодекс РФ, в частности статьи, касающиеся предпринимательской деятельности, Кодекс законов о труде РФ, Налоговый кодекс и Закон о рекламе. Кроме того, даже начинающему бизнесмену необходимо знать, где и на что надо получить лицензию, сертификат соответствия и разрешение на внешнеэкономическую деятельность. Надо уметь составлять самые разные договоры, писать коммерческие предложения, вести деловые переговоры и т.д. Учебные программы включают в себя занятия по общему и специализированному менеджменту, бухгалтерскому учету, деловому этикету, работе с персоналом, рекламной деятельности и психологии. Особое внимание уделяется понятиям коммерческой тайны и корпоративной безопасности. С первых шагов профессиональной деятельности начинающие бизнесмены должны усвоить простую истину - никакая деловая бумага не должна лежать "лицом вверх". Все, что касается фирмы, - договоры и контракты, технология производства и система ценообразования, протоколы переговоров и сбытовая политика - является коммерческой тайной, которую должны сохранять все сотрудники компании.
Сколько учиться?
Чтобы постичь все тонкости процесса организации бизнеса, необходимо получить специальное образование. Например, в одном из высших учебных заведений: Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, Государственном университете управления, Академии труда и социальных отношений, Институте экономики и предпринимательства, Институте менеджмента и др. Но, чтобы учиться в вузе бесплатно, надо выдержать серьезный конкурсный отбор, а для платного обучения запастись значительной суммой денег (цена определяется из расчета 700-2500 долларов за год в зависимости от выбранного вуза). Кроме высших учебных заведений подготовку специалистов по организации бизнеса ведут различные центры профессиональной подготовки. Например, Московская школа экономики, Институт мировых цивилизаций, Центральный институт подготовки кадров и др. В таких учебных заведениях за 2-4 месяца учебы и 100-400 долларов также можно получить необходимые знания.
На наши вопросы о краткосрочной подготовке специалистов по организации бизнеса отвечает преподаватель Московской школы экономики Владислав Львович Маслов.
– Владислав Львович, кто учится на профессиональных курсах по специальности "организация бизнеса"?
– В основном на таких курсах учатся люди в возрасте от 25 до 35 лет. Многие из них уже имеют опыт работы в бизнесе, например, менеджером, коммерческим представителем или агентом по продажам. Но немало и тех, кто, имея высшее образование другого профиля, хочет сменить вид деятельности. Кто-то учится для того, чтобы открыть собственное дело. Немалый процент составляют "присланные" на учебу сотрудники различных компаний.
– Учатся ли на таких курсах школьники?
– Очень редко. И это большое упущение. Дело в том, что многие абитуриенты, поступая в вуз на специальность "организация бизнеса", совершенно не представляют себе, чему их будут учить. И многих в процессе учебы, например, на этапе составления бизнес-плана, постигает чувство беспомощности и разочарования. А если бы они сначала потратили 2-3 месяца на учебу на курсах, то и профессию выбрали правильно.
– Чем отличается учеба на краткосрочных курсах от учебы в вузе?
– В вузах даются более подробные и фундаментальные знания. На курсах упор делается на практическое применение изучаемого материала. Поэтому в этих учебных заведениях в основном преподают специалисты-практики - руководители фирм и отделов разных компаний. А учебные программы составляются в "концентрированной" форме.