Речь пойдет именно о диете, но очень специфической — о сокращении бумажной информации, которую руководителю приходится «поглощать» и «переваривать» день за днем.
Действительно, чрезмерный бумажный поток, обрушивающийся на руководителей всех уровней, приводит к весьма печальным последствиям: они бывают заняты, им некогда изучать перспективу, определять стратегию развития. Для многих руководителей стол, заваленный бумагами, — это источник постоянного беспокойства, ежевечерней работы, недовольства начальства, а в конце концов и постепенного расстройства здоровья.
Именно поэтому специалисты по проблемам управления уделяют большое внимание поиску возможностей обуздать бумажный «шквал» и высвободить время руководителей для более производительных занятий, чем бесконечное чтение деловой корреспонденции.
По оценкам некоторых экспертов, на долю бесполезных бумаг приходится почти 30% документооборота. Прежде чем давать советы по «бумажной диетологии», стоит вначале выяснить, почему на столе руководителя появляются бумаги, чье отсутствие не ухудшило бы работу возглавляемого им подразделения и всего предприятия в целом.
Причины вне и внутри нас
Справиться с подобным явлением можно, лишь приняв на вооружение следующие принципы:
Справляться с объемом бумаг, поступающих к нам каждый день, все равно трудно. Посмотрим, можно ли вообще сократить документооборот.
Смотрите на бумаги трезво
Прежде всего следует преодолеть своеобразный психологический барьер, мешающий более трезво взглянуть на бумаги, с которыми приходится иметь дело каждый день. С первых шагов самостоятельной деятельности руководители привыкают к мысли о том, что обработка корреспонденции — неотъемлемая часть их работы. Между тем служебные бумаги — это всего лишь одно из средств достижения полезных результатов, но вовсе не суть работы. Зарплату руководителю платят за результаты деятельности его подразделения, а не за то, сколько бумаги оно испишет в течение года. Именно поэтому весьма актуально снизить «бумагоемкость» в расчете на единицу полезной деятельности подразделения. Как этого достичь?
Для начала попробуйте сегодня же взглянуть на свою ежедневную корреспонденцию свежим взглядом, словно видите все это впервые в жизни. Задайте себе несколько наивных вопросов: «А нужна ли мне эта бумага вообще? Поможет ли мне этот документ в работе или ему прямая дорога в архив? Когда мне в последний раз приходилось пользоваться информацией такого рода?» Опыт свидетельствует, что если какой-то информацией приходится пользоваться лишь изредка, весьма вероятно, что без нее можно вообще обойтись. Поэтому, наткнувшись в своей почте на такой документ, без сожаления избавляйтесь от него или возвращайте тому, кто его передал.
Подобным образом стоит подойти и к корреспонденции, пришедшей из другой организации. Нередко, однажды вступив в контакте каким-то учреждением, мы регулярно получаем оттуда совершенно ненужную информацию. Вежливость заставляет нас отвечать, а ответы в свою очередь принимаются за доказательство важности информации. Круг бесполезного документооборота замкнулся. Разорвать его можно, если вы вежливо, но решительно укажете своим корреспондентам, что они должны ограничиться действительно необходимым минимумом информации, в противном случае переписка прервется.
Не стоит считать незыблемой и систему документооборота, существующую в вашей организации. Скорее всего, она сложилась исторически, к ней все привыкли. Но стоит одному, задумавшись, обнаружить, что традиционная форма отчетности не дает ничего нового и лишь дублирует поступающую по иным каналам информацию, как это сразу замечают и другие. А вместе можно убедить и начальство отменить эту форму отчетности. Так у вас высвободится больше времени для непосредственного участия в производственном процессе. Если вы не видите возможности сократить документооборот, обратитесь за советом к подчиненным, которые непосредственно занимаются теми или иными документами и более отчетливо видят их недостатки.
В данной ситуации очень эффективен метод управления по отклонениям, когда вам направляются отчеты не о ходе дел вообще, а лишь об отклонениях от нормального развития событий. Наконец, откажитесь от привычки накапливать у себя копии документов на случай, если они вдруг понадобятся. Храните лишь действительно важные бумаги.
Восемь полезных советов