Представим, что Вы нашли дополнительную работу и решили трудиться по совместительству. Какие документы вам потребуются для оформления? В соответствии с ТК РФ при приеме на работу по совместительству в другую организацию кандидат обязан предъявить нанимателю паспорт или иное удостоверение личности и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Последнее не указано в качестве необходимого документа, но его нужно иметь при себе для заключения трудового договора (ст. 65 ТК РФ).
Имеет ли наниматель право отказать в приеме на работу по совместительству под предлогом того, что для должности или для выполнения данных трудовых обязанностей совместительство не предусмотрено? Законодательство действительно содержит ряд ограничений. Так, например, в соответствии со ст. 282 ТК РФ не допускается трудовая деятельность по совместительству: лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста; на тяжелых, а также с вредными и (или) опасными условиями труда работах, если основная работа связана с такими же условиями.
На практике встречаются случаи, когда наниматели включают в трудовой договор пункт о запрете на внешнее совместительство. Это прямое нарушение ТК РФ: трудовые договоры не могут содержать условия, снижающие уровень прав и гарантий работников, установленный законодательством. Для работы по совместительству согласия администрации по основному месту службы не требуется.