В советское время должность инспектора отдела кадров рассматривалась как тупиковая и занималась иногда от безысходности. Отсутствие профессиональной подготовки и соответствующей профессиональной квалификации снижало авторитет кадровых работников в глазах руководителей. В условиях рыночной экономики она трансформировалась в менеджера по персоналу, директора по персоналу, HR-менеджера и т.д.
В западных компаниях отделы человеческих ресурсов занимаются многими вопросами и играют основную роль в организационном развитии. Их руководители являются, как правило, вице-президентами своих компаний и отчитываются непосредственно перед их руководителями. Возрастают роль и значение службы управления персоналом и в российских компаниях (см. журнал «Карьера», №11, 2000).
А какими же личными качествами должен обладать менеджер по персоналу? Исследователи отличают «11 ключевых областей компетентности»1, которые объединены в три группы.
Личная порядочность
1. Этичность - уважение прав личности, ответственность за взятые обещания, надежность, честность, справедливость.
2. Добросовестность- высокие требования к результатам своей работы.
3. Рассудительность- способность принимать разумные, реалистичные и обоснованные решения.
Целеустремленность и продуктивность
1. Результативность - ориентация на конечный результат.
2. Настойчивость - способность преодолевать ограничения, накладываемые сложившейся ситуацией.
3. Преданность организации и деловая ориентация - готовность следовать нормам организации, увлеченность работой и ответственность за качество своей работы.
4. Уверенность в себе- готовность и умение решать неординарные задачи.
Навыки командной работы
1. Командная ориентация - понимание необходимости совместной деятельности и умение работать во взаимодействии с другими.
2. Контактность - умение устанавливать деловые и творческие отношения с партнерами.
3. Коммуникабельность - умение использовать устную и письменную речь, стилистические и иные выразительные средства для воздействия на партнеров и достижения взаимопонимания.
4. Умение слушать - способность воспринимать, усваивать и использовать информацию, извлекаемую из устной коммуникации.
Итак, если вы обладаете вышеперечисленными качествами, знаете вопросы права, кадрового делопроизводства, владеете методиками отбора персонала, знакомы с основами психологии и педагогики - вы на верном пути в позиционировании себя на должность менеджера по персоналу. И кто знает, может быть, и вы займете достойное место среди лучших менеджеров по персоналу России. Удачи!