Единый мировой стандарт продиктован самой жизнью. В нем отражена суть современных рыночных правил: «работай качественно и ты будешь нужен».
Противникам «западного» я бы ответил так: те рыночные отношения, которые на Западе сегодня называют «социализацией экономики», давно известны в России и являются нашей гордостью - это принцип «от человека к человеку», «душевность и духовность», «общинные традиции» и пр. Нам бы только научиться правильно развивать и использовать свои ресурсы, которых нам не занимать (и умственных, и материальных).
Могу предложить читателям вашего журнала девиз Силиконовой долины (мировой центр технологий): «Творить наравне с Богами, управлять наравне с королями и работать наравне с рабами».
Дело не в новомодных названиях профессий, а в том какие реальные клиентоориентированные отношения существуют на рынке труда и в профессиональных видах деятельности, отражающих потребности современного бизнеса.
В 1998 году российские студенты проводили анализ рынка труда по выявлению уровня спроса на экономистов. И что же? В московских вузах на экономических факультетах училось около 280 тыс. человек, а реальный спрос был - 1(одна)! вакансия. Вот насколько наше воображение не соответствует реальности.
На самом деле, многочисленные предложения от вузов на обучение этой профессии демонстрируют потребность в экономических преобразованиях, а не потребность рынка в конкретных видах деятельности. А люди надеялись получить профессию, которая бы их кормила.
До тех пор, пока наши вузы не поменяют ориентацию, студенты так и будут получать «чемодан без ручки» - знания, не ориентированные на реальную практику и современные потребности рынка (а его, как известно, выбросить нельзя, а нести невозможно).
Н.В.: - Что же делать нашим читателям? Ведь они уже сейчас хотят изменить свое положение к лучшему!
В.Я.: - Общая рекомендация всем: развивать свои ресурсы, свой человеческий капитал, то есть осваивать виды деятельности и технологии, востребованные на рынке труда.
Школьникам я посоветовал бы определяться в выборе будущей профессии как в конкретном виде работы (по своим интересам и способностям) и постоянно интересоваться тем, что происходит в мире.
Родителям - воспользоваться услугами профессионального консалтинга и, вместо того, чтобы тратить много денег на репетиторов, найти для ребенка фирму, в которой он мог бы получить конкретные навыки. В прежние времена на Руси детей отправляли «на выучку».
Абитуриентам - при выборе вуза заранее получить ответы на три главных вопроса.
1. Какие виды работ и технологии включены в учебный план, за которые будут платить деньги?
2. Какова связь вуза с рынком труда и существует ли система самопродвижения студентов на этот рынок?
3. Какова стоимость дополнительных услуг (компьютер, учебники, пересдача) и каков процент переведенных на 2-м курсе на платное отделение?
Потом - выбрать тот вуз, который лучше заботится о своих студентах.
Соискателям - составить для себя приемлемый список востребованных видов работ и пройти по ним обучение (освоив их качественно!). Причем обратить внимание на обучение именно конкретным практическим навыкам. Спрашивать, например: «Чему я смогу научиться по окончании ваших курсов?»
А редакции журнала «РАБОТА & ЗАРПЛАТА» и всем его читателям советую поддерживать постоянный контакт (например, в форме дискуссионного клуба). Вместе не только интереснее работать, но и легче зарабатывать.