Еще совсем недавно шпионские методы привлечения персонала в свете
дефицита кадров были крайне популярными. Надобность в таких приемах в
условиях кризиса, казалось бы, должна отпасть. Но не тут-то было! Хотя
волна февральских сокращений, по словам Натальи Оксанич, директора по
персоналу киевского офиса группы компаний ТELS
(транспортно-экспедиционные услуги, штат - более 200 чел.), выплеснула
на рынок не только новичков, но и высокопрофессиональных, состоявшихся
специалистов, потребность в переманивании желанных сотрудников все еще
существует.
Чаще всего речь идет о профессионалах в своей
отрасли, обладающих сочетанием специфических навыков либо, в дополнение
к внушительному опыту, владеющих редкими иностранными языками -
арабским, венгерским, португальским. Вот только учитывая значительное
сокращение бюджета на подбор персонала, эйчарам приходится делать это
своими силами, а не перекладывать заботы на плечи внешних специалистов.
Цена осторожности
Прямой
поиск сотрудников и хэдхантинг всегда позиционировались агентствами как
высший пилотаж рекрутинга. Поиск нужных людей в конкурирующих
компаниях, а затем перемотивировка подходящего кандидата занимают
немало сил и времени. А каждый шаг на этом пути может быть сопряжен с
немалым риском отказа, необходимостью разворачивать целую серию
оперативно-следственных мероприятий, чтобы узнать любую мелочь о
заинтересовавшем кандидате, и постоянным балансированием на грани
аморальности. Разумеется, организовать этот процесс, не полагаясь на
опыт и возможности рекрутинговых агентств, гораздо сложнее. Ведь в
случае неудачи именно родная компания, а не агентство, которому по роду
деятельности дозволено соблазнять чужих сотрудников, рискует своей
репутацией.
В настоящий момент хэдхантинг очень похож на
японское искусство написания иероглифов: одно неосторожное движение - и
кандидата нет. Прямой поиск и раньше был сопряжен с высокими
требованиями к конфиденциальности, а в настоящее время - и подавно, -
уверена Татьяна Пашкина, начальник отдела подбора и обучения персонала
СК Allianz Украина.
Осторожничают и специалисты, не желающие
рисковать теплым рабочим местом. Кризис полностью вымел из умов
сотрудников головокружение от успехов и привнес здравомыслие и трезвый
расчет в вопросах смены работы. Не секрет, что в последние два года
многие решения о смене места работы иногда принимались в плену азарта,
а зачастую - на основании банального желания побольше заработать, без
учета перспектив развития рынка, - сообщила г-жа Пашкина. - Сейчас же
изменилось не только мышление кандидатов, но и стиль их общения. Теперь
в рабочее время они готовы общаться с охотниками только посредством
СМС, а если идет переписка по электронной почте - исключительно через
внешнюю почту и завуалированно. Усложняется ситуация и тем, что
многие, даже уверенные в себе профессионалы лелеют параноидальные мысли
о том, что любое предложение со стороны - проверка их благонадежности и
лояльности, а любой контакт с вербовщиком будет стоить им карьеры.
Поэтому количество отказов рассмотреть интересное предложение, по
словам Андрея Теребова, руководителя консалтинговой компании Альтаир
(штат - 5 чел.), увеличилось в разы.
Еще одна причина, по
которой профессионалы бросают трубку, услышав вкрадчивый голос
хантера, связана с обострившейся за время кризиса боязнью риска. Не
секрет, что сейчас на рынке в свободном плавании находится достаточное
количество жертв хэдхантинга. То есть специалистов, перекупленных за
большие деньги под перспективные проекты, которые были свернуты в связи
с кризисом. Поэтому даже самое заманчивое место в большой известной
компании не гарантирует, к сожалению, стабильной занятости на весь 2009
год, - объясняет Татьяна Пашкина.