Профессия музыкальный руководитель (работа в детских дошкольных учреждениях)

Информация о профессиях, специальностях и работе для людей с ограниченными возможностями. Карьерный рост.

Музыкальный руководитель

История профессии

Первые музыкальные инструменты появились еще в древности. Первобытные племена использовали ударные инструменты в повседневной жизни, во время исполнения ритуалов и обрядов. История создания и развития музыкальных инструментов и исполнительского мастерства прошла через многие века и стала одной из важнейших составляющих искусства и культуры. Да и сама музыка за это время претерпела большие изменения, пережила рождение многих жанров, стилей исполнения, от классических до самых современных.

История профессии

Музыкальный руководитель – профессия, включающая многие умения: музыканта, педагога, организатора, сценариста, режиссера. Музыкальные руководители, как правило, работают в детских дошкольных учреждениях. Они несут музыкальную культуру подрастающему поколению, создают колыбель искусств, в которой творят сами и учат ребенка творить свободно и красиво.

Тип и класс профессии

Профессия музыкального руководителя относится к типу «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с детьми.

Дополнительный тип профессии: «Человек – Художественный образ», так как она связана с творческой деятельностью, воспроизведением и созданием художественных образов с помощью музыкальных средств.

По характеру труда профессия музыкального руководителя относится к классу эвристических (творческих), она связана с планированием, анализом, организацией, управлением, принятием нестандартных решений.

Содержание деятельности

Музыкальный руководитель – это специалист, осуществляющий развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, формирование их эстетического вкуса, а также определяющий направления педагогической деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

В своей профессиональной деятельности, музыкальный руководитель:

Требования к знаниям и умениям специалиста

Содержание деятельности

Музыкальный руководитель должен знать:

Музыкальный руководитель должен уметь:

< ul>
  • профессионально владеть техникой исполнения на музыкальном инструменте;

  • разрабатывать авторскую обоснованную программу музыкального воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях;

  • творчески использовать передовой опыт музыкального воспитания детей в соответствии с местными условиями; работать в экспериментальном режиме по внедрению новых программ;

  • при необходимости активно участвовать в создании и преобразовании образовательной среды, разрабатывать и изготавливать необходимые пособия и дидактические игры, энергично подключая детей к этому процессу;

  • применять психолого-педагогические методы и приемы формирования основ художественно-эстетической культуры детей, обрабатывать и анализировать накопленные материалы по музыкальному развитию каждого ребенка, организовывать проведение открытых занятий для своих коллег;

  • использовать методы диагностики музыкального воспитания и развития детей, реализуя принципы индивидуального подхода.

  • Требования к индивидуальным особенностям специалиста

    Требования к индивидуальным особенностям специалиста

    К профессионально важным качествам музыкального руководителя относятся:

    Условия работы

    Условия работы

    Работа музыкального руководителя в детских учреждениях приемлема только для лиц с незначительными нарушения зрения и предполагает большую ответственность за несовершеннолетних детей. Условия труда на рабочих местах специалистов с нарушениями зрения, имеющих инвалидность, должны соответствовать Индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы.

    В зависимости от степени сохранности зрительных функций определяется возможность организации трудового процесса для музыкальных руководителей с нарушениями зрения.

    Освещенность на рабочих местах инвалидов с патологией глаз должна устанавливаться индивидуально с учетом нозологической формы заболевания, путем устройства комбинированного освещения. Недопустимы резкие изменения освещенности в течение рабочего дня.

    Как правило, музыкальный руководитель работает в помещении. Большую часть времени он проводит сидя или в движении, в режиме интенсивного общения с детьми.

    Музыкальные руководители с нарушением зрения принимаются в детские дошкольные учреждения штатными сотрудниками. В зависимости от организационно-правовой формы учреждения, устанавливается график работы. Оплата осуществляется в соответствии с нормативами организации. Работая в системе дошкольного образования, специалисты должны придерживаться делового стиля в одежде, не допускается вычурная одежда и наличие большого количества аксессуаров на руках. Наличие медицинской книжки – обязательное условие для работы в детском учреждении.

    Медицинские противопоказания

    Условия работы

    Перечень противопоказаний для осуществления деятельности музыкального работника в системе дошкольного образования включает в себя следующие нарушения и заболевания:

    Пути получения профессии

    Пути получения профессии

    Необходимое образование для работы музыкальным руководителем лица с незначительными нарушениями зрения могут получить: в музыкальных училищах, педагогических колледжах, специализированных высших образовательных учреждениях музыкального профиля.

    В городе Москве специализированную профессиональную подготовку осуществляют:

    Пути получения профессии в регионах Российской Федерации

    Единственное в России музыкальное образовательное учреждение, осуществляющее обучение людей с различными нарушениями зрения - это Курское музыкальное училище-интернат для слепых.

    Лица с незначительными нарушениями зрения, допускающими осуществление деятельности по профессии музыкального руководителя в дошкольном учреждении, могут получить знания на общих основаниях в следующих региональных образовательных учреждениях:

    Области применения профессиональных знаний

    Области применения профессиональных знаний

    Музыкальные руководители с успехом трудятся:

    Перспективы карьерного роста

    Перспективы карьерного роста

    Карьерный рост музыкального руководителя зависит от его профессиональных целей, планов, индивидуальных особенностей. Люди, имеющие ограниченные зрительные возможности, но обладающие музыкальным талантом, могут осуществить карьерный взлет в музыкальной сфере, могут заниматься педагогической деятельностью, давать частные уроки, заниматься репетиторством. Повышая свой профессиональный уровень в смежных профессиях, например, в системе управления персоналом, можно занять должность заведующего детским садом или центром детского творчества.