Профессия методист (работа педагогом)

Информация о профессиях, специальностях и работе для людей с ограниченными возможностями. Карьерный рост.

История профессии

В современной ситуации реформации общества разработка новых и совершенствование существующих методик в различных профессиональных областях является одним из важнейших и актуальных направлений.

Профессия методист неразрывно связана с понятием «метод», происходящего от греческого «путь» или «познание». Именно поэтому основная область профессиональных интересов методиста связана с образованием.

В эпоху просвещения в результате больших преобразований в науке, культуре и образовании начали зарождаться педагогические объединения, советы, где практикующие учителя делились своими знаниями, мастерством и личным опытом. Именно тогда, уже к 19 веку, стала формироваться профессия методиста - учителя-наставника, инструктора и практика.

В настоящее время существует высокий спрос на специалистов в области методической работы. Процесс обновления образования требует не только реконструкции содержания обучения и воспитания, но и совершенствования методической базы. К преимуществам профессии методиста можно отнести, безусловно, общественную значимость и востребованность на рынке труда Москвы.

История профессии

Тип и класс профессии

Профессия методиста по предмету труда относится к типу «Человек-Знак», так как ориентирована на разработку и использование в процессе работы знаковых систем – текстов, таблиц, схем, шаблонов и пр.

Дополнительный тип профессии - «Человек–Человек», она связана с непосредственным и опосредованным взаимодействием с людьми.

По характеру труда профессия методиста относится к эвристическому (творческому) классу, связанному с анализом, планированием, контролем, созданием нового, управлением другими людьми.

Содержание деятельности

Методист – это педагог, разрабатывающий и реализующий различные методики преподавания. Содержание деятельности методиста основано на достижениях науки и передового педагогического опыта, а также на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса, и заключается в:

Требования к знаниям и умениям специалиста

Профессия методист (работа педагогом)

Для успешной деятельности методисту необходимо обладать определенными профессиональными компетенциями, в частности, специалист в области методической работы должен знать:

Методист должен уметь:

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

К профессионально важным качествам методиста относятся:

Условия работы

Работа методиста осуществляется преимущественно в позе сидя с использованием персонального компьютера, оргтехники, различных методических материалов. В процессе работы применяет ручные, механические и электронные средства труда.

Двигательная активность методиста с нарушениями функций опорно-двигательной системы может быть незначительной при наличии нескольких специалистов, занятых методической работой. Методист с нарушениями функций опорно-двигательной системы также может работать на условиях дистанционной занятости (надомной работы).

Не являются противопоказаниями к реализации деятельности методиста следующие нарушения функций опорно-двигательного аппарата: врожденные патологии нижних конечностей; незначительные нарушения, вызванные детским церебральным параличом, выраженные в виде нарушений функций нижних конечностей; врожденные патологии опорно-двигательного аппарата (врожденный вывих бедра, кривошея, деформации стоп); аномалии развития позвоночника; недоразвитие и дефекты нижних конечностей; ампутация одной или двух нижних конечностей; спинномозговые нарушения; системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит), полиартрит; остеомиелит; артриты и артрозы.

Условия работы

Условия труда на рабочих местах специалистов с нарушениями опорно-двигательной системы должны соответствовать Индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы, в которых обозначены сведения о противопоказанных и доступных условиях труда, профессиональной ориентации инвалида.

Длительность рабочего времени методиста с ограниченными двигательными возможностями должна соответствовать медицинским рекомендациям. Организация рабочего места методиста должна соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим особенностям и ограниченным возможностям работающих инвалидов.

Функционально-планировочная структура здания, в котором размещается организация, должна быть логически простой и компактной.

При входе в здание должны быть установлены пандусы, крепкие и надежные перила, внешняя дверь должна открываться вовнутрь, чтобы избежать травматических последствий. Ширина дверных проемов должна соответствовать эргономическим характеристикам стандартной инвалидной коляски, что соответствует 0,9 м. Применение дверей на качающихся петлях и дверей “вертушек” на путях передвижения инвалидов не допускается. Наиболее удобные в использовании двери - раздвижные автоматические. При размещении сотрудника на втором и последующих этажах, должен быть предусмотрен лифт.

Площадь рабочей зоны для специалистов с ограниченными двигательными возможностями должна быть не менее 4,2 м 2 .

Поверхность рабочего стола, используемого специалистом в работе, должна находиться на высоте не более 0,8 м над уровнем пола. Рабочий стул для инвалидов, не использующих при передвижении инвалидного кресла, должен быть оснащен устройством для изменения положения сиденья по высоте и наклону, регулируемой подставкой для ног, в отдельных случаях - специальным сиденьем, обеспечивающим компенсацию усилия при вставании. Методист является штатным сотрудником учреждения. Оплата труда начисляется в соответствии с должностным окладом по штатному расписанию. Стиль одежды методиста на рабочем месте – официально-деловой.

Медицинские противопоказания

Основное противопоказание в осуществлении профессиональной деятельности методиста для лиц с ограниченными двигательными возможностями - это неспособность к данной трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Медицинские противопоказания

К медицинским противопоказаниям, препятствующим в работе методиста, относятся:

Пути получения профессии

Пути получения профессии

При выборе образовательного учреждения лицам с ограниченными двигательными возможностями необходимо выяснить возможность очного или дистанционного обучения с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Для работы методистом требуется высшее профессиональное образование.

Головным федеральным центром по обучению инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы является Московский государственный гуманитарно-экономический институт, в котором созданы все технические условия для образования. В институте по гуманитарным специальностям обучаются студенты с различными диагнозами, в том числе инвалиды-колясочники.

Кроме того, условия для обучения инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы созданы в:

В ряде случаев должность методиста может занимать специалист без высшего образования, но с большим практическим опытом.

Пути получения профессии в регионах Российской Федерации

Пути получения профессии в регионах Российской Федерации

В регионах Российской Федерации также существуют учреждения высшего профессионального образования, имеющие безбарьерную среду для обучения инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы. К ним относятся:

Области применения профессиональных знаний

Профессия методиста востребована в разных областях педагогики: в системе дошкольного воспитания, школьного, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Помимо этого, методисты с успехом применяют свой опыт и знания в:

Перспективы карьерного роста

Профессия методист (работа педагогом)

Перспектива карьерного роста методиста зависит от ряда факторов, среди которых профессионализм сотрудника, желание постоянного совершенствования и развития имеют важнейшее значение.

Талантливый, знающий, целеустремленный специалист в зависимости от структуры организации может пойти по пути развития вертикальной карьеры - стать методистом направления, затем заместителем руководителя, заведующим, руководителем методической службы организации. В образовательных учреждениях общего и среднего профессионального образования - заместителем директора по учебно-методической работе, в высших учебных заведениях - проректором по учебно-методической работе.

Кроме того, большинство директоров образовательных и воспитательных учреждений идут на руководящие должности после опыта практической работы в должности методиста.

Методист также может осуществлять научно-исследовательскую и преподавательскую деятельность.

Методист может работать дистанционно (на условиях проектной или надомной занятости), выполняя функции по разработке методических рекомендаций, инструкций, методического и консультационного сопровождения пользователей программного обеспечения, работающих через Интернет, и др.