Свой бизнес для группы российских предпринимателей

Профессии на сайте biznesmm.ru

- Пилюли Чизельма, - заметил обыватель. - Шарлатанство, - сказал вор. - Пять месяцев глотал эту дрянь. Никакого толку. Вот когда я пил экстракт Финкельхема, делал припарки из Галаадского бальзама и применял Поттовский болеутоляющий пульверизатор, вроде как немного полегчало. Только сдается мне, что помог главным образом конский каштан, который я таскал в левом кармане. О. Генри. "Родственные души"

Хмурое сентябрьское утро в подмосковном доме отдыха "Литвиново". Двадцать человек, столь же солидных, сколь и угрюмых, сидят в большой бильярдной и искоса посматривают на лежащие на столах толстенные папки учебных материалов. Треть этих папок - раздражающе жизнерадостного желтого цвета. По сторонам собравшиеся стараются не смотреть, на вопросы русского преподавателя отвечают чуть слышно и после долгой паузы. Тут в бильярдную влетает темпераментный седоусый швед и выступает с краткой, но чрезвычайно эмоциональной речью. Суть ее сводится к тому, что он несказанно рад видеть всех присутствующих (последние никак не реагируют), что здесь они не только многому научатся, но и найдут друзей, а лидеру в зрелом возрасте сделать это чрезвычайно сложно (собравшиеся кивают), и что он будет счастлив увидеть всех на заключительном этапе программы - во время недельной поездки в Швецию, организованной для знакомства с тамошним бизнесом. Собравшиеся, слегка ошеломленные напористым спичем, вздыхают. Швеция для них далека как Луна, мысли заняты рабочими проблемами, а тут еще предстоит учеба.

Так начинался первый семинар программы Шведского института менеджмента (IFL) "Развивай свой бизнес" для очередной группы российских предпринимателей и менеджеров. По окончании обучения один из выпускников напишет в своем отзыве:

"Я не возлагал особых надежд на эти курсы, и тем сильнее получился эффект от осознания, что я попал в нужное время в нужное место. Как менеджер, который ценит каждую минуту, затраченную на поиск решения той или иной задачи, могу сказать, что методики преподавания очень эффективны".

"Получен колоссальный заряд энергии и мотивация к действию, - напишет другой. - До программы я чувствовал: нужно что-то делать. Сейчас я знаю, что нужно делать и какими методами можно этого достичь".

"Очень хорошее вложение средств", - лаконично похвалит третий.

"Я приобрел много друзей. Общение, которое было в кругу равных, вообще трудно оценить", - это подчеркнут практически все.

Шведский институт менеджмента, поставивший перед собой цель "помочь бизнесам стать более конкурентоспособными, а организациям - более эффективными как в стране, так и на международном уровне", проводит более сотни программ бизнес-образования. Но программу "Развивай свой бизнес" шведы считают уникальной, поскольку она основывается на концепции "наибольшего приближения к участникам". Эффективность методики доказывают как субъективные отзывы слушателей, так и объективные результаты их деятельности - экономические показатели компаний. "У большинства выпускников резко выросла прибыльность, некоторые даже удвоили оборот, - рассказывает Ингрид Росениус, вице-президент IFL Entrepreneur AB (подразделение IFL, работающее с малым и средним бизнесом), - а для высококонкурентного шведского рынка это колоссальное достижение". На такие результаты обратили внимание в SIDA (Sweden International Development Agency), государственной организации, работающей с развивающимися странами, и предложили IFL выйти с программой на российский рынок, что и произошло в 1994 году.

Сейчас в программе участвуют бизнес-школы из восьми регионов, обучение прошли более двух тысяч российских бизнесменов, руководителей и топ-менеджеров малых и средних компаний. И они, по их словам, довольны результатами практического применения полученных знаний. Положительно оценивают деятельность IFL и коллеги, в частности, в Высшей школе менеджмента ГУ-ВШЭ. "Программа очень прагматическая, в этом ее сильная сторона, - говорит Сергей Филонович, декан ВШМ. - Фундаментальным вещам здесь не учат, зато есть все, что нужно предпринимателю. Они, пройдя обучение, 'знают, что делать'".

Желтые страницы, или Учеба по-шведски
На семинарах "Развивай свой бизнес" в отличие от многих традиционных образовательных программ никак не получится отдохнуть от повседневных забот, вполуха слушая размеренную речь преподавателя. Слушателей сразу предупреждают, что им предстоит большую часть времени - процентов семьдесят - говорить самим, отвечать на вопросы, заполнять уже упоминавшиеся желтые страницы в толстых папках и постоянно напряженно думать, от чего многие поначалу испытывают определенный дискомфорт и даже раздражение.
Учебный процесс начинается с лекции об основах стратегического менеджмента. Однако знакомство с теоретическими положениями проходит довольно быстро, и начинается самое главное - "обучение действием на собственном примере". Участники разбиваются на три группы, именуемые в программе "советами директоров" (в каждый совет входит один из преподавателей на правах модератора), расходятся по разным помещениям и начинают обсуждать состояние и реальные проблемы своих предприятий в рамках рассматриваемой темы. И в таком режиме - "установочная лекция - работа в группах" - проходят все пять трехдневных блоков программы: "Стратегический менеджмент", "Маркетинг", "Финансы", "Управление персоналом", "План развития фирмы. Реализация стратегии и управление изменениями". По блоку в месяц. По завершении курса, собрав все заполненные на занятиях желтые страницы, слушатели получат разработанную ими самими и апробированную на "совете директоров" комплексную программу развития своего бизнеса - от стратегии до системы управления изменениями.

Кристер Ферлинг, президент и генеральный директор IFL Entrepreneur AB (тот самый энергичный швед), говорит, что программа имеет две равновеликие цели. Первая - сделать работу предпринимателей более эффективной. Вторая - помочь им стать ближе друг другу.

Идея курса возникла, можно сказать, от отчаяния. Организовали как-то раз в IFL цикл семинаров для первых лиц малого и среднего шведского бизнеса. Собрали группу, начали занятия - и тут же столкнулись с проблемой. Примеры из практики, подобранные для семинаров, описывали преимущественно крупные компании. Для малых и средних они оказались, во-первых, неинтересны, а во-вторых, бесполезны. В результате после первого дня занятий недовольны были и студенты, и преподаватели. Подумали и решили: взять примеры из деятельности предприятий, чьи руководители приехали учиться. Сократили теорию до базовых сведений, а дальше, уважаемые слушатели, соображайте - что из вашего опыта подходит. Это и будем обсуждать. Впоследствии удачная находка трансформировалась в ключевую идею программы - участники по ходу обучения исследуют проблемы и разрабатывают стратегию развития именно своей фирмы.
"Мы смотрим, как можно соединить бизнес-среду и академическую среду, адаптировать теоретические посылки к реальной жизни", - говорит Ингрид Росениус. Впрочем, методические компоненты программы "Развивай свой бизнес" для российского слушателя - в отличие от шведского - скорее непривычны и неожиданны.
Стержень обучения по-шведски - самостоятельная работа студентов, направляемая преподавателем. "Как обычно проходят занятия у нас? Идет лекция. Пауза. У кого есть вопросы? Сорок секунд ждем, вопросов нет. Поехали дальше. Швед же обязательно втянет в работу аудиторию, буквально заставляя слушателей задавать вопросы. Он будет держать паузу хоть пять минут, пока в конце концов кому-то не станет попросту неловко", - рассказывает Анатолий Сотников, глава российского представительства IFL. Отвечать тоже придется студентам - истина должна рождаться в спорах и самостоятельном поиске. "У кого есть стратегия?" - спрашивает Сотников на первом семинаре. Трое - из двадцати! - подняли руки. Начинают разбираться, что же такое стратегия: цель, алгоритм ее достижения, выбор приоритетов... После долгого обсуждения формируют набор характеристик, составляющих стратегию фирмы. Повторяют вопрос - оказывается, что стратегия есть у всех. В дальнейшем ни у кого не возникает трудностей или разночтений в понимании термина.
Вторая особенность шведского преподавания - максимальная доходчивость изложения. "Швед из двух-трех основных мыслей выстроит двухчасовую лекцию, но зато эти мысли застрянут в головах у слушателей намертво, - поясняет Сотников. - На семинарах для преподавателей в IFL приводили такой пример. Идет экскурсия в музее. Группу десятилетних школьников сопровождает двухметрового роста учитель. Он что-то рассказывает детям и видит, что его не совсем понимают. Тогда он встал на колени, чтобы его глаза оказались на одном уровне с глазами школьников, и повторил еще раз. Вот так, говорят, и объясняйте".

Семинары для преподавателей проходят в Швеции ежегодно - обсуждают методику и содержание программы, общаются и учатся. Пригласили как-то очень известного и очень дорогого тренера, обучающего эффективным презентациям. Войдя в аудиторию, мэтр сказал: вот каждому русская поговорка, через два часа покажете ее презентацию. И удалился, элегантно проигнорировав недоумение собравшихся - как так, мы учиться собрались! Куда деваться - сделали, показали. Хорошо, теперь поговорите с соседом слева в течение минуты и делайте ему презентацию. Три минуты на все. И так два дня. В конце занятия состоялся разбор полетов с комментариями. Это классический пример третьей составляющей шведской модели обучения - создания у студентов морального дискомфорта, ощущения необходимости изменить ситуацию. Цель - вызвать "спортивную злость", побуждающую к действию. В сочетании со смутным (или явным) недовольством состоянием своего бизнеса или стремлением развивать его дальше этот принцип дает участникам программы мощный стимул к эффективному обучению.

Страна советов
Совет директоров. Тема: "Позиционирование и товарная политика". Вопрос: "Чем занимается ваша компания?" - "Мы продаем продукты питания", - говорит руководитель. "Какую проблему потребителя вы решаете?" - "Как какую - голод, жажду", - недоумевает тот. "А еще?" - терпеливо спрашивает Светлана Коновалова, преподаватель программы. Группа задумывается. "Пообщаться в очереди". - "Еще?" - "Катить заполненную товарами тележку с чувством собственного достоинства". - "Может быть, - задумчиво говорит хозяин магазина, - но это вторично". -"Ой ли? - возражают ему. - Я же иду именно в супермаркет не потому, что голоден". Завязывается дискуссия, в ходе которой не только обсуждают супермаркет, но и примеряют услышанное на себя. "Я раньше считал, что мы продаем тепло, уют и комфорт, - говорит производитель теплых полов. - И был неправ. Мы работаем не с конечными потребителями, а с теми, кто проектирует и строит жилье. Им-то мы продаем совсем другое - прорыв для архитекторов, свободу дизайнерских решений!"
"Кажется, необходимость активной самостоятельной работы уже никого не удручает", - говорю я одному из участников. "Да что вы, - недоумевает он, - это же самое интересное - подкинул идею, и все давай ее обсуждать. А ты только конспектируй". И действительно, конспектируют и всерьез обдумывают, а позже, как они говорят, что-то применят на практике. "А ведь в повседневной жизни я бы отверг инструменты поиска решения проблемы, несвойственные бизнесу, - говорит слушатель, - сослался бы на нехватку времени для экспериментов или на то, что в бизнесе существует стандартный набор приемов и не надо изобретать велосипед".
"Обогащение идеями - лейтмотив всего нашего курса", - говорит Анатолий Сотников. Кристер Ферлинг формулирует это еще проще: "Воруйте идеи! Копировать легче, чем изобретать". В свете такой терминологии "советы директоров" напоминают встречу вора и хозяина дома, страдающих ревматизмом, описанную некогда О`Генри. Неприятный инцидент в итоге вылился в бурное обсуждение товарищами по несчастью средств и методов борьбы с недугом. "Так вот же оно, ваше конкурентное преимущество!" - "Если бы мы сделали так, как хотели собственники, умерли бы". - "Да уходить надо было от этих учредителей!" - "Нет у нас менеджеров, не-ту. Готовишь - их тут же перекупают". - "А бюджет у вас откуда? Ага. А кто указания дает? Ну вот видите, отсюда и проблемы". Обсуждение продолжается и за ужином, и после ужина. Потом, прихватив "чтение на ночь" - статьи из деловых журналов по актуальным проблемам бизнеса, которые преподаватели готовят к каждому семинару, - участники расходятся по номерам.
Кражей идей "с выездом" можно назвать один из блоков программы "Развивай свой бизнес", который проходит на ее родине, в Швеции. Первые два дня все живут в учебном центре Шампастен, в пригороде Стокгольма. И некоторые начинают "воровать идеи" прямо здесь. Центр прекрасно оснащен, и не только технически, здесь есть все - от всех мыслимых и немыслимых канцелярских штучек на каждом углу до круглосуточного кофейно-чайного аппарата. Имеются и приятные дополнения вроде сауны, бассейна, спортзала и зимнего сада. "Что я дома сразу сделаю, - задумчиво говорит один из слушателей, - так это куплю большой блокнот на треноге, для совещаний".

Затем участники переезжают в Стокгольм, начинаются визиты к шведским коллегам. Наталья Евтихиева, директор Российской ассоциации бизнес-образования, считает этот этап безусловным плюсом программы, поскольку Швеция - одна из эталонных стран с точки зрения развития малого бизнеса. Сначала - несколько общих для всех участников ознакомительных поездок на крупные шведские фирмы (AtlasCopco, TeliaSonera). Дальше - визиты мини-групп (а иногда и персональные) либо в компании аналогичного профиля, либо к потенциальным деловым партнерам, либо на фирмы, с которыми уже началось сотрудничество. За некоторое время до поездки у участников выясняют, какие именно компании им бы хотелось посетить. Жесткой нацеленности на обязательное завязывание деловых контактов нет, основная идея - посмотреть, как шведы "делают это", и опять же позаимствовать идею-другую.
"Знаете, что очень важно? - сказал мне один из участников программы. - Здесь никакого негативизма нет. Все понимают, что проблемы есть, и их надо решать, но при этом настрой исключительно позитивный. А ведь не зря говорят - чтобы почувствовать себя орлом, нужно летать с орлами. Здесь это именно так".

Группа товарищей
И наши, и шведские преподаватели считают своих студентов элитой малого бизнеса. Произносится это без придыхания и патетики - просто констатируется факт. В большинстве своем слушатели представляют небольшие российские компании (от 3 до 30 млн долларов годового оборота), корпоративного обучения как философии фирмы у них нет. Чтобы настроиться на учебу при безумной загруженности, текучке, проблемах с властями, налоговой инспекцией, пожарной охраной, санэпидстанцией и что там еще есть у российского предпринимателя, нужно быть чрезвычайно мотивированным человеком. "Малый бизнес, как правило, не хочет учиться, - говорит Кристер Ферлинг, - нет времени, денег, сил. Те, кто все-таки на это идет - это лучшие его представители".
Хотя помимо внутренних побуждений к обучению элиту толкают и объективные обстоятельства. Кто-то столкнулся с логичным результатом отсутствия стратегии: "Мы шли на интуиции. В результате где-то пролетели. А в этом году сели и задумались. Надо обозначать стратегию, долгосрочные планы, пересматривать ряд позиций". Кто-то не хочет повторять ошибки: "Заказали объем продукции, привезли - продали треть. Пошли учиться". Кто-то рассматривает обучение как подстраховку: "Бизнес идет хорошо. Нужно понимание, почему и что делать, чтобы дальше было хорошо". Один из участников даже проходит программу второй раз: "Назрела необходимость вне стен компании и в нужной атмосфере переосмыслить то, что было выработано три года назад".
"У отличных компаний есть одно уникальное свойство - они работают не так, как соседи по отрасли, - рассказывает Кристер Ферлинг на своей традиционной лекции в Шампастене. (Собственно, это даже не лекция, а шоу, презентация интересных идей и тренинг успешности в одном флаконе. - Д. Д.) - Лидеры не едут по накатанной колее, а отходят от традиций. Надо научиться делать это. И когда собираются люди разного пола и возраста, обладающие различным жизненным опытом, с разными точками зрения, к тому же работающие в разных отраслях бизнеса - они видят новые возможности. Кроме того, добиться всего в одиночку невозможно. Должна быть группа поддержки".
Самое ценное, что новые контакты не обрываются с получением дипломов. Кристер Ферлинг рассказывает, что как-то встретил в самолете бизнесмена, прошедшего программу лет десять назад. Тот бросился к нему, как к близкому человеку. На вопрос, что в жизни нового, ответил: все. Работа, жена, квартира, машина. Не изменилось только одно - ежегодная встреча выпускников. "Побочным эффектом" многолетнего существования шведского курса стало создание бизнес-ассоциации выпускников программы, в которую сегодня входят пять тысяч директоров шведских предприятий.
Наши собираются чаще, примерно раз в квартал. На встречах проходят семинары по актуальным проблемам. Кого из интересных людей пригласить, обсуждают заранее. "Приятно, что по итогам обучения складывается сообщество, - говорит Игорь Липсиц, принимавший участие во встречах выпускников трех региональных бизнес-школ, участвующих в программе. - Случай, когда после обучения люди не разбежались, для российских бизнесменов вещь редкая".
Возможность, не рискуя вызвать злобную зависть, поделиться успехами своей фирмы ценится бизнесменами, страдающими от "одиночества лидера", очень высоко. "Один из выпускников успешную сделку совершил, - рассказывает Агата Цой, менеджер пензенской группы, с которой мы объединились на время зарубежного визита, - и сразу звонит: 'Собирайте нас! Похвастаться хочется!'". Некоторые "советы директоров" по собственной инициативе время от времени собираются, чтобы решать наболевшие проблемы.
Совмещение в учебной группе представителей разных бизнесов порой выливается и в совместные проекты по принципу "у нас товар, у вас купец". У одних телебашня, всем ветрам открытая, - у других покрытие, стойкое к внешним воздействиям. Есть контакт. Или вот, например, такой случай. Выпускник программы не так давно выиграл тендер известной компании сотовой связи на постановку вышек в своем регионе, сообщив, что у него во всех городах, где планируется вышки ставить, есть представители - и обзвонил студентов своей группы.

Охота к переменам
"У вас есть ключи от всего", - говорят вновь прибывшим в Шампастен, имея в виду магнитный брелок, открывающий в любое время суток все помещения, кроме личных комнат. Примерно с таким же чувством относительно перспектив развития своей фирмы участники заканчивают программу. "Такое впечатление, что я могу двигать горы" - еще одна цитата из отзывов. "Надо мне поскорей домой", - говорит озабоченно слушатель. "Устали?" - спрашиваю. "Нет, - отвечает, - изменения внедрять".
Одно из ключевых решений типично для многих. Первое побуждение обновленного знаниями и идеями руководителя: "приеду - всех уволю!!!" по мере прохождения программы трансформируется в "приеду - всех пошлю учиться". Иначе невозможно говорить со своей командой на одном языке. "Мы с шефом даже смотреть друг на друга иначе стали, - говорит один из участников, пришедший на программу вслед за своим руководителем. - Во-первых, я начал понимать, что и почему он раньше говорил и делал, приехав с очередного семинара. Во-вторых, просто нечто общее появилось. Он спрашивает, как, мол, учеба, впечатлениями делимся".

В итоге на программе наблюдается стойкий каскадный эффект. В группе, на семинарах которой мне довелось побывать, основную долю составляла вторая, а то и третья волна менеджеров одного предприятия. И, формулируя стратегию фирмы, они уже включали постоянное обучение сотрудников как обязательный пункт, тогда как первых лиц этих компаний в свое время пришлось долго уговаривать учиться.