Обучение будущих предпринимателей по бизнес-плану, приближенному к реальной жизни

Проект, максимально приближенный к реальной жизни

В процессе учебы будущим предпринимателям обязательно дают примерную форму бизнес-плана, а учащиеся создают свой проект, максимально приближенный к реальной жизни. Как правило, в бизнес-план входят следующие позиции:

1. Общие положения.

* Описание предприятия (основные виды деятельности).

* Характеристика рынка (местный, региональный, в масштабах страны, промышленный, потребительский).

* Перспективы развития предприятия (что может быть достигнуто за 1, 3, 5 лет).

* Общий прогноз объема продаж и прибыли.

* Потребность в получении кредита, привлечении инвестиций и других источников заемных средств.

* Направления использования привлекаемых средств.

* Сроки погашения задолженности или планируемый доход вкладчика капитала.

2. Управление компанией.

* Список ведущего персонала (руководства) предприятия.

* План привлечения дополнительных работников (когда, с какой целью и на каких условиях оплаты труда).

* Возможные недостатки в управлении и методы их устранения.

* Действия в случае болезни или неожиданного ухода из компании ключевых сотрудников.

* Общая фактическая и планируемая численность наемных работников.

3. Характеристика продукции (услуг).

* Виды продукции и их доля в общем объеме продаж.

* Специфика продукции, отличительные сбытовые особенности, привлекательные потребительские качества.

* Принципы ценообразования каждого продукта.

* Основные конкуренты и сравнительные позиции.

* Применяемые патенты, лицензии и сертификаты.

4. Рынок и сбыт.

* Характеристика основного рынка (развивающийся, стабильный, сокращающийся).

* Вероятные способы приспособления продукции к потребностям других сегментов рынка.

* Характеристика потенциальных потребителей.

* Возможность предоставления кредита покупателям и его условия.

* Прогноз объема продаж по полугодиям.

* Уровень цен на продукцию и сравнение их с ценами конкурентов.

* Способ и каналы сбыта товаров (через розничную сеть, дистрибьютеров, торговых агентов, каталоги, рекламные письма и т.д.)

5. Организация производства.

* Необходимые производственные площади, их покупка, аренда или строительство.

* Потребности и стоимость оборудования и сырья.

6. Финансирование.

* Расчет необходимого объема безубыточного производства.

* Капитал, вложенный собственниками предприятия или его акционерами, другие средства, имеющиеся в распоряжении предприятия.

* Сумма требуемых дополнительных средств (кредитов) и возможные сроки их погашения.

Где взять деньги?

Многие предприниматели считают, что бизнес-план - это не только основа для начала производственной и сбытовой деятельности, но и инструмент для привлечения финансовых средств. И доля истины в этом есть. Дело в том, что формирование предпринимательского капитала, без которого даже гениальная бизнес-идея останется только идеей, осуществляется за счет трех основных составляющих:

1. Собственные ресурсы. Каждый предприниматель исходит из личных финансовых возможностей и возможностей своих партнеров по бизнесу, если таковые имеются.

2. Банковские кредиты. У каждого банка свои правила и порядки, а также процентные ставки и сроки их погашения.

3. Деньги инвесторов. Этот финансовый источник будет питать стартующий бизнес денежными вливаниями только в том случае, если потенциальные инвесторы увидят в бизнес-плане действительно реальные и заманчивые перспективы прибыли. Следовательно, чем более убедительным, доказательным, подробным, понятным, вдохновляющим и даже вселяющим азарт будет бизнес-план, тем больше шансов у организаторов предприятия направить сторонние финансовые потоки в собственное русло.