Уровни и ступени вакансий в компаниях. Какие требования предъявляются к кандидатам?

Работа

Разбирать в рамках данной статьи вакансии в сфере высшего руководства фирмы (генеральные и финансовые директора, заместители генерального директора и т.п.) бессмысленно, поскольку эти должности, как правило, занимают хозяева или соучредители компании. Появляющиеся на данном уровне вакансии заполняются, в первую очередь, по рекомендации.

На вторую ступень следует поставить руководителей отделов продаж, закупок, маркетинга и PR, а также отдела кураторов филиалов. Отдел продаж у крупных фармдистрибьюторов может подразделяться на отделы оптовых и аптечных продаж. Соответственно, во главе каждого из подотделов стоит свой босс. Требования к кандидатам не слишком жесткие: наличие фармацевтического образования не столь важно, однако высшее, и желательно экономическое, образование - обязательно. Необходимы также хорошее знание компьютера и умение управлять людьми, ведь в подчинении у вас может быть 10 и более человек. Главное для соискателя - опыт эффективных продаж. На такие должности охотно принимают выпускников вузов старше 30 лет с опытом подобной работы. Примерно те же требования предъявляются к кандидатам на должность начальника филиальной сети, но в этом случае необходима еще и готовность к частым командировкам.

Начальник отдела закупок - одна из ключевых фигур компании. Основное требование к претендентам - умение грамотно вести переговоры. Это особенно важно для дистрибьюторов первого звена, которым необходимо уметь договариваться с иностранными партнерами. Впрочем, иногда это проще, чем общаться с соотечественниками. На такую должность охотно принимаются выпускники технических и гуманитарных вузов, знакомые с основными бизнес-процессами и навыками ведения ВЭД. Как ни странно, знание иностранного языка не входит в число обязательных требований, поскольку общение со всеми значимыми компаниями-производителями происходит через русскоговорящих сотрудников в представительствах. Диплом MBA тоже не требуется, однако его наличие будет большим плюсом для соискателя.

На должности начальника отдела маркетинга и PR обычно хотят видеть человека с высшим маркетинговым или фармацевтическим образованием и хорошим опытом аналогичной работы, в некоторых случаях необходимо умение работать с базами данных для сбора аналитики.

На третьей ступени "дислоцируется" армия менеджеров по продажам, закупкам, а также маркетологов. Большим преимуществом для продающих менеджеров является наличие собственной клиентской базы. Это дает неплохой выигрыш в зарплате, так как вознаграждение за труд обычно состоит из оклада и процента от продаж. Впрочем, обеспечить хорошие продажи компании и безбедное существование для себя можно, даже начав с нуля. Фармобразование здесь, как правило, не является обязательным, хотя и очень приветствуется. Менеджеры по закупкам, помимо обеспечения наличия препаратов на складе, могут заниматься контрактной работой, участвовать в переговорах с поставщиками, владеть информацией по расчетам. Отсюда и предъявляемые к соискателям требования: хорошие аналитические способности, уверенное владение компьютером; для дистрибьюторов первого звена - знание основ транспортной и складской логистики, таможенного и валютного законодательства РФ; для работы в компаниях, ведущих закупки на вторичном рынке, - высокая работоспособность, умение быстро ориентироваться в постоянно меняющемся рынке. Правда, многие крупные компании идут по пути разделения всех перечисленных обязанностей между сотрудниками отдела закупок, но в этом случае надо быть хорошим специалистом в своей области.

К маркетологам и сотрудникам, занимающимся рекламой, никаких специфических для фармацевтического рынка вакансий требований не предъявляется. Они должны быть профессионалами в своем деле.

В больших компаниях у каждого из менеджеров может быть один или несколько помощников, выполняющих техническую работу. Эти люди получают на 20-30% меньше своего начальника, но имеют реальную перспективу довольно быстро подняться до должности менеджера.

Подразделение, называемое группой таможенного оформления товара, предусмотрено только у дистрибьюторов первого звена. Сотрудники группы занимаются "растаможкой" товара и общаются непосредственно с таможенными органами. Требования к кандидатам - опыт аналогичной работы, а иногда - наличие сертификата таможенного брокера. В некоторых компаниях такие вакансии называются "менеджер по ВЭД".

И, наконец, четвертый уровень в должностной иерархии в фармацевтической компании - сотрудники склада, отдела сертификации и ряда вспомогательных служб. Такие вакансии на рынке встречаются достаточно редко, так как работающие на соответствующих должностях люди стараются держаться за свое место. Большим и несомненным плюсом здесь является опыт работы в качестве кладовщика или служащего в отделе сертификации. Необходимо иметь законченное среднее, а иногда - специальное образование. Очень неплохо, если вы хотя бы немного владеете ПК: склады крупных дистрибьюторов обычно компьютеризированы.