Что отслеживает мерчандайзер помимо рекламы?


Помимо рекламы мерчандайзер отслеживает складские остатки и судьбу завезенных в магазин товаров (например, продукты, поступившие вчера, нужно выставить на продажу до того, как начнут продавать те, что доставили сегодня), сроки их годности, соответствие между имеющимся на складе количеством товаров и реальной потребностью в них. Он может принимать участие в подборе ассортимента.

Обычно крупные компании сами обучают мерчандайзеров: набирают подходящих кандидатов и проводят предварительные занятия (в среднем они длятся от недели до трех), дальше работник учится своему ремеслу на практике и на ежемесячных семинарах — там с ним будут делиться опытом более опытные специалисты. Новичков познакомят и с общей стратегией продаж, принятой в компании, с основами рекламы и маркетинга.

Рабочий день чаще всего ненормированный, время можно варьировать. Главное, чтобы он выполнял свои функции, а когда — не так уж важно (конечно, в разумных пределах). В круглосуточных магазинах эти сотрудники могут выходить в вечернюю смену (неплохой вариант для студентов). В Москве зарплата мерчандайзера, в зависимости от загрузки, квалификации и пожеланий начальства, составляет в среднем от 300 до 500 долл. У тех, кто трудится в небольших магазинах, оклад может быть и меньше. Обычно работодатели компенсируют транспортные расходы (проездной, бензин, запчасти).

Работа требует больших затрат энергии (весь день на ногах, в движении, много контактов с разными людьми, товаров обычно тоже немало, поэтому приходится действовать шустро и умудряться проявлять творческую инициативу). Обычно за одним мерчандайзером закреплено несколько магазинов, он регулярно их объезжает и потом вносит результаты в специальный отчет, подаваемый в отдел маркетинга. Этот специалист следит и за уровнем продаж, розничными ценами (насколько они конкурентоспособны), консультирует продавцов по поводу того или иного товара и стратегии продаж.

Мерчандайзинг не относится к специальностям на всю жизнь. Обычно, поработав некоторое время, люди продвигаются по карьерной лестнице дальше. Можно стать супервайзером (руководителем группы мерчандайзеров), сотрудником отдела маркетинга, торговым представителем или менеджером по продажам.

Вообще мерчандайзинг — отличный старт в области продаж. Умение общаться и быстро ориентироваться в ситуации всегда пригодятся. Общие принципы продаж в разных компаниях не так уж сильно различаются, поэтому, если есть опыт и навыки, сменить место работы нетрудно. Выгодно трудиться в крупных сетевых магазинах (и дел хватает, и оклад неплохой, и шансы на карьерный рост тут выше — в такие магазины обычно требуется персонал разного уровня).

Если вы не поленитесь изучить теорию и получить высшее образование, вас с удовольствием возьмут на более высокую должность. А став, допустим, хорошим менеджером по продажам, вы сможете получать до 1,5 тыс. долл. в месяц. Так что, если обнаружили в себе необходимые качества — дерзайте! Благо вакансий много, и при желании вы всегда сможете найти подходящую торговую организацию для работы мерчандайзером.