Информация о профессиях, специальностях и работе для людей с ограниченными возможностями. Карьерный рост.
«Несмотря на то, что мы сталкиваемся с упаковкой ежедневно и дома, и на работе, мы ее не видим. Мы замечаем упаковку лишь тогда, когда ее трудно распечатать или когда ее пора выбрасывать» – пишет в своей книге «Все об упаковке» американец Томас Хайн. – Миллионы людей заняты деятельностью, которая стала возможна только благодаря существованию упаковки (и большинство из них наверняка не видят в упаковке особой надобности)».
Из истории упаковки.
В 1873 году американский аптекарь по фамилии Колгейт изобрел зубную пасту и стал продавать ее в стеклянных пузырьках. Спустя несколько лет другой американец Шеффилд обнаружил, что пасту удобнее выдавливать, а не выскребать из хрупких склянок. Так появился первый тюбик для пасты.
Форма фирменной бутылки кока-колы была разработана и запатентована в 1915 дизайнером Рэймондом Леви. А в банки кока-колу стали разливать в конце 50-х годов прошлого века для войск, находившихся за пределами США. Тогда их делали из толстого железа, а открывали обычным консервным ножом.
Целлофановые пакеты появились в 1912 году, их начала выпускать французская фирма C.A. La Cellophane. Сначала они были большие, на 30-50 литров, и сшивались нитками. Термосклейку изобрели только в 30-х годах.
Способ консервирования изобрел французский кондитер Николя Франсуа Аппер. Он случайно обнаружил, что если прокипятить плотно закрытую банку с соком, то ее содержимое долго не испортится. А использовать для консервов жестяную банку впервые предложил англичанин Питер Дюран - это было в 1810 г.
До революции в России тоже знали толк в упаковке. Еще в начале XIX века кондитерские изделия, парфюмерию и многие другие предметы непременно упаковывали в красочно оформленные коробки из дерева или картона, обтянутые шелком или бархатом. К оформлению упаковки предприниматели привлекали знаменитых художников: И. Билибина, М. Врубеля и других. Кстати, сложный способ печати на жести, распространенный в начале XX века, впервые появился именно в нашей стране.
Профессия упаковщик по предмету труда относится к типу «Человек - Техника», так как связана с обслуживанием и эксплуатацией техники.
По характеру труда профессия упаковщик является профессией исполнительского (алгоритмического) класса, поскольку связана с работой по заданному алгоритму, образцу, соблюдением определенных правил, инструкций, стандартов и нормативов.
Упаковщик – это рабочий, осуществляющий фасовку и упаковку в тару различных товаров и предметов.
В обязанности упаковщика входит:
фасовка полуфабрикатов и готовой продукции или отдельных ее компонентов в тару – пакеты, пачки, банки, тубы, флаконы, ампулы, бутылки, бутыли, ящики, мешки и т.п.;
завертывание товаров в различный оберточный материал;
укладка вручную изделий, деталей и продукции в бумажную, деревянную, картонную, металлическую и другую тару с комплектованием по ведомости или спецификации;
протирка, смазывание и обертывание укладываемых деталей, продукции и изделий в бумагу, вату, целлофан и другие материалы;
наклеивание этикеток;
маркировка оберточного материала;
заготовка бумаги, шпагата, этикеток, фольги и т.д.;
раскрой и разрезка упаковочного материала вручную по заданным размерам или шаблону;
установка в ящики бутылок, флаконов и прокладывание между их рядами изоляционных материалов;
обивка упаковочной тары изоляционным материалом или укладка прокладок, упаковка - закрывание, заклеивание, зашивание мешков, завальцовывание крышек металлической тары вручную или на станке согласно техническим условиям;
выписка фактур на упакованную продукцию с указанием вида, сорта, качества, артикула, количества, размера и т.п.;
участие в укладке и упаковке сложных деталей и дорогостоящих изделий совместно с укладчиком-упаковщиком более высокой квалификации;
перемещение тары, упаковочного материала и упакованных изделий вручную или с использованием подъемно-транспортного оборудования.
Упаковщику необходимо знать:
номенклатуру, сорта, содержание комплекта, размеры и массу укладываемых деталей, изделий;
правила и способы комплектования и упаковки;
меры борьбы с коррозией;
порядок заполнения упаковочных документов и учет упакованных изделий и товаров, правила подъема, перемещения грузов и сигнализацию при использовании подъемно-транспортных средств;
назначение и правила применения рабочего, контрольно-измерительного инструмента и приспособлений, необходимых при укладке и упаковке;
способы упаковки товаров;
требования, предъявляемые к готовой продукции и качеству фасовки.
Упаковщику необходимо уметь:
упаковывать товар в зависимости от его качеств, условий эксплуатации и перевозки;
проверять целостность упаковки;
использовать технические средства при упаковке товаров (вакуумные устройства и пр.).
Профессионально важными в деятельности упаковщика являются следующие качества:
склонность к ручному труду;
способность выполнять однообразную работу;
способность к концентрации внимания;
пространственное мышление;
механические способности;
развитая зрительно-моторная координация движений;
точность, последовательность в действиях.
Трудовая деятельность упаковщика осуществляется вручную или с использованием упаковочной техники.
Условия труда на рабочих местах специалистов с нарушениями зрения должны соответствовать Индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы (при наличии инвалидности).
Упаковщик работает в помещениях организаций и предприятий различных отраслей промышленности на фасовочных автоматах, автоматических линиях или вручную, дозирует и фасует полуфабрикаты и готовую продукцию в тару.
Инвалиды с незначительными нарушениями зрения могут работать на стандартно оборудованных рабочих местах. Обычно это часть производственной площади, оборудованная столом, весами, тележкой для упакованной продукции, техническим упаковочным оборудованием и всем необходимым упаковочным материалом и инструментами.
В зависимости от степени сохранности зрительных функций определяется возможность организации трудового процесса. Для сотрудников с полной или частичной потерей зрения возможна только ручная организация труда (сбор упаковок и размещения в них определенных видов товаров). В этом случае на рабочем месте устанавливается устойчиво закрепленный стол, стул, тележка или конвейер для упакованных товаров. Рабочее место упаковщика с серьезными нарушениями зрения должно быть обустроено системой тифлотехнических ориентиров, обеспечивающих ориентировку на рабочем месте.
Освещенность на рабочих местах инвалидов с патологией глаз должна устанавливаться индивидуально с учетом нозологической формы заболевания путем устройства комбинированного освещения. Недопустимы резкие изменения освещенности в течение рабочего дня. Одиночные рабочие места для слепых должны быть обеспечены средствами связи и экстренного оповещения.
В соответствии с организацией труда упаковщик может работать посменно со сдельной оплатой (в зависимости от выработки) или повременной оплатой (в зависимости от оклада). При формировании графика работы учитываются медицинские рекомендации в Индивидуальной программе реабилитации инвалида.
На рабочем месте упаковщик должен носить специальную одежду: комбинезоны, халаты, фартуки и нарукавники с целью защиты и соблюдения гигиенических требований.
Существует перечень медицинских противопоказаний для работы упаковщиком:
травматические повреждения головного мозга;
сердечно-сосудистые заболевания;
тяжелые заболевания опорно-двигательной системы, детский церебральный паралич, ампутация и парализация верхних и нижних конечностей;
психические и нервные заболевания (тяжелая и среднетяжелая форма полиомиелита);
психические расстройства и расстройства поведения (со средними и тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями), неврозы являются противопоказаниями к осуществлению данной деятельности;
шизофрения;
умственная отсталость;
эпилепсия;
инфекционные заболевания;
наличие зависимостей (алкогольной, наркотической);
открытая форма туберкулеза.
Специалисту, осуществляющему упаковку продуктов питания или фармацевтических препаратов, необходимо иметь медицинскую книжку, оформленную в соответствии с существующими нормами и правилами.
В качестве базового образования для работы упаковщиком приемлемо среднее полное общее образование. Как правило, обучение происходит на производстве в форме наставничества. Также в системе дополнительного профессионального образования существуют курсы и мастер-классы по художественной упаковке товаров и подарков.
В городе Москве среднее полное образование для лиц с полной и частичной потерей зрения можно получить в следующих образовательных учреждениях:
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV видов №1;
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида № 5;
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида;
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV видов №67.
В регионах Российской Федерации среднее полное образование людям с полной или частичной потерей зрения можно получить в следующих образовательных учреждениях:
Государственное специальное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии Якшур-Бодьинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV вида;
Областное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии "Теткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III и IV вида";
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии Петровск -Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат III-IV вида Читинской области;
Государственное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV вида;
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для незрячих и слабовидящих детей (III и IV вида);
Государственное образовательное учреждение "Специальная (коррекционная) школа № 7 IV вида";
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2 IV вида" , г.Новотроицка Оренбургской области;
Муниципальное образовательное учреждение специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида № 2;
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии "Мгинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III и IV вида";
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии IV вида "Шадринская школа-интернат № 12";
Муниципальное образовательное учреждение специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида , г. Белая Холуница;
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад № 225 (IV вида);
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 23 III, IV вида". Кемеровская область;
Государственное специальное коррекционное образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии "Мещовская специальная (коррекционная) школа-интернат III-IV вида";
Государственное областное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии "Калининградская средняя общеобразовательная школа-интернат IV вида для слабовидящих детей";
Государственное образовательное учреждение специальное (коррекционное) образовательное учреждение III - IV вида школа-интернат № 8;
Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся с отклонениями в развитии "Ивановская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида";
Государственное образовательное учреждение "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида , г.Михайловки";
Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IVвида";
Муниципальное (специальное) коррекционное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) школа-интернат IV вида. Ставропольский край;
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии "Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад № 3 IV вида , г. Владивостока";
Краевое государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии "Красноярская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат III-IV вида";
Специальная коррекционная школа-интернат III и IV вида р. Дагестан.
Работа упаковщика востребована в следующих организациях и на предприятиях:
розничные торговые сети и магазины;
оптовые торговые компании;
промышленные предприятия;
оптовые базы;
склады;
фирмы, оказывающие услуги по интернет-доставке товаров.
Возможные пути развития карьеры:
В случае выбора данного направления карьерного роста рекомендуется развивать управленческие умения, осваивать такие профессии, как менеджер. Пройти обучение по реабилитационно-образовательной программе «Менеджмент» можно в Институте профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС «Реакомп», а также в Головном федеральном центре по обучению инвалидов, имеющих нарушения зрения - Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена.