Информация о профессиях, специальностях и работе для людей с ограниченными возможностями. Карьерный рост.
Профессия врачевателя зубов известна с самых давних времен. Сведения о болезнях зубов и их лечении содержатся в древних египетских папирусах, китайских свитках, трудах великих древнегреческих врачей. Первоначально человек, занимавшийся лечением зубов, совмещал в своей работе функции и стоматолога, и зубного техника. И только с широким распространением протезирования профессия зубного техника стала самостоятельной.
Зубной техник — это специалист, который занимается лабораторными этапами изготовления зубных протезов.
Деятельность зубного техника осуществляется в тесном сотрудничестве с врачом, стоматологом-ортопедом, в обязанности которого входит снятие слепков с зубов пациента и установка протезов или имплантатов, подбор цвета и формы, выбор подходящего материала. Зубной техник реализует идеи по протезированию зубов совместно с врачом и пациентом. От качества его работы зависит успех всего процесса протезирования. За последние годы развитие стоматологической техники, материалов и способов протезирования зубов идет очень быстрыми темпами: появляются новые современные материалы, технические средства и новейший инструментарий. Все это делает профессию зубного техника очень актуальной, востребованной на рынке труда, высокооплачиваемой, а главное, интересной для самого специалиста. Профессия зубного техника имеет особую социальную значимость, возвращая людям здоровье, даря новую привлекательную улыбку.
Профессия зубного техника относится к типу «Человек - Техника», поскольку ориентирована на создание, конструирование, монтаж, сборку, наладку, эксплуатацию технических устройств.
Дополнительный тип профессии - «Человек - Человек», так как она связана с общением и взаимодействием с людьми в процессе медицинского обслуживания.
Профессия зубного техника относится к классу алгоритмических (исполнительских), так как предполагает совершение действий согласно определенным алгоритмам с соблюдением имеющихся правил, нормативов, стандартов.
Зубной техник – это специалист по изготовлению или ремонту зубных протезов, имплантов, ортодонтических и челюстно-лицевых аппаратов в учреждениях здравоохранения.
В обязанности зубного техника входит:
изготовление модели зуба;
выбор конструкции и материала;
моделировка (сначала из воска, далее из металлокерамики или из металла);
отливка модели зуба;
подбор исходных материалов для модели;
изготовление съемных пластиночных протезов, несъемных протезов, бюгельных протезов, имплантов;
изготовление ортодонтических аппаратов;
изготовление челюстно-лицевых аппаратов;
выполнение работ по отделке зубных протезов;
ремонт зубных протезов;
выполнение пайки металла, плавки воска.
Зубной техник должен знать:
строение зубно-челюстной системы, травмы зубов и челюстей;
свойства рабочих материалов;
способы моделирования и изготовления протезов и имплантов;
правила техники безопасности при работе с медицинским инструментом и оборудованием;
правилами гигиены и санитарии.
Зубной техник должен уметь:
изготавливать съёмные пластиночные протезы;
производить починку съёмных протезов;
изготавливать съёмные иммедиат-протезы;
изготавливать пластмассовые коронки и мостовидные протезы;
изготавливать штампованные металлические коронки и штампованно-паяные мостовидные протезы;
изготавливать культевые штифтовые вкладки;
изготавливать цельновидные коронки и мостовидные зубные протезы с облицовкой;
изготавливать литые бюгельные зубные протезы с кламмерной системой фиксации;
изготавливать основные элементы ортодонтических аппаратов;
изготавливать основные виды челюстно-лицевых аппаратов при дефектах челюстно-лицевой области;
изготавливать лечебно-профилактические челюстно-лицевые аппараты (шины);
использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Профессия зубного техника подходит для людей, имеющих незначительные снижения слуха разной степени, на основе которых возможно самостоятельное развитие речи, так как предполагается вербальное общение с людьми.
Для специалиста в области зубного протезирования необходим высокий уровень развития тонкой моторики пальцев и кистей рук, навыки точной манипуляции, а также высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания (способность сосредоточиваться на одном объекте при одновременном отвлечении от других и удерживать внимание длительное время). Работа зубного техника достаточно монотонна, поэтому для специалиста желательна психо-эмоциональная устойчивость.
К другим профессионально-важным качествам зубного техника относятся:
высокая чувствительность пальцев;
развитая зрительно-моторная координация;
хороший глазомер;
развитое цветоразличение;
эстетический вкус;
развитое наглядно-образное мышление, пространственное воображение;
аккуратность, точность;
усидчивость;
склонность к ручному труду.
Условия труда на рабочих местах специалистов с нарушениями слуха должны соответствовать Индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы.
Конструкция всех элементов производственного оборудования и организация рабочего места должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим особенностям и ограниченным возможностям работающих инвалидов.
Труд зубного техника имеет такую организацию, при которой он самостоятельно от начала и до конца выполняет свою работу и за нее отвечает. Функционально зубной техник является исполнителем распоряжений зубного врача, но свою рабочую нагрузку распределяет самостоятельно. Производственные контакты немногочисленные.
Зубной техник работает в комфортных условиях в специально оборудованном помещении. В работе используются специализированные инструменты.
Рабочий стол зубного техника должен иметь длину не менее I м, ширину 0,7 м и высоту 0,75—0,8 м. В центре стола имеется полукруглый вырез с выступом посередине, толщина которого равна 1,5—2 см и длина 7-8 см. Он предназначен для упора при работе на гипсовых моделях, штампах и других операциях. Поверхность стола, прилегающую к вырезу, обивают листовой сталью или латунью, позволяющей устанавливать нагретые инструменты и т. п.
На передней стенке стола, под вырезом, располагают выдвигающиеся ящики: верхний — для хранения инструментария, средний (мелкий) для собирания опилок при работе с драгоценными металлами, легкоплавким металлом, и нижний — для собирания отходов гипса. Справа располагают тумбочку для хранения зуботехнических материалов, готовых протезов, некоторых инструментов и аппаратов.
На столе справа (или слева) от зубного техника устанавливают электрический мотор, на концах оси которого укрепляют различные абразивные и шлифовальные инструменты и приспособления. Против концов оси мотора должны быть козырьки вентиляционной системы. Справа на стойке подвешивают электрическую бормашину, используемую техником для отделки и других мелких операций в процессе изготовления протезов.
Рабочий стол зубного техника, выполняющего керамические работы, должен быть покрыт глазированной светлой плиткой, допускающей легкое мытье и расположение нагретых предметов и инструментов. Источник естественного освещения необходимо располагать слева от работающего, а печь - на таком расстоянии, чтобы управлять обжигом фарфора, не вставая с рабочего места. Флаконы с фарфоровым порошком, жидкостью и чашечки для приготовления фарфоровой кашицы в нерабочее время должны быть закрыты крышками. Шлифовку моделей обточенных зубов и фарфоровых коронок необходимо проводить в другом помещении или около индивидуальной вытяжной вентиляции.
При организации работы зубного техника с нарушениями слуха здания и помещения, где осуществляется деятельность, должны быть оборудованы информационными индикаторами противопожарной системы, а также визуальными ориентирами: различными освещаемыми указателями в виде символов и пиктограмм с использованием яркого цвета, контрастного по отношению к фоновой поверхности; контрастным цветовым обозначением входов. Текстовая информация должна быть максимально краткой. Ориентиры-указатели направления движения должны быть однотипными для всего объема здания и зданий одного комплекса.
Для специалистов с нарушениями слуха продолжительность ежедневной работы устанавливается в соответствии с медицинским заключением и трудовым законодательством.
Основное противопоказание к профессии зубной техник для лиц с нарушениями слуха - это неспособность к данной трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе зубным техником, относятся:
полная потеря слуха - слух полностью отсутствует или имеется остаточный слух, на базе которого невозможно самостоятельное формирование речи;
значительное снижение слуха с тяжелым недоразвитием речи;
травматические повреждения головного мозга;
хронические инфекционные заболевания;
тяжелые заболевания опорно-двигательной системы с поражением функций верхних конечностей, с деформацией рук;
кожные заболевания, дерматит;
тяжелые нарушения речи и артикуляционного аппарата;
психические и нервные заболевания (тяжелая и среднетяжелая форма полиомиелита);
нарушение координации движений кистей и пальцев рук, тремор рук;
психические расстройства и расстройства поведения (со средними и тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями);
умственная отсталость;
эпилепсия;
нарушения зрения.
Образование по специальности зубной техник можно получить в медицинских образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Кроме того, профессиональные знания и навыки работы можно приобрести в специализированных медицинских учебных центрах подготовки и повышения квалификации специалистов.
Профессиональное обучение лиц с нарушениями слуха по специальности зубной техник осуществляют следующие образовательные учреждения города Москвы:
Московский медицинский колледж при ЦКБ им. Н.А. Семашко;
Московский областной медицинский колледж;
Факультет среднего образования Московского государственного медико-стоматологического университета;
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Москва).
Необходимую профессиональную подготовку для работы зубным техником можно получить в следующих образовательных учреждениях Российской Федерации, осуществляющих подготовку лиц с нарушениями слуха:
Пензенский базовый медицинский колледж;
ГБОУ СПО «Базовое медицинское училище на кавказских минеральных водах»;
Башкирский медицинский колледж;
КГОБУ СПО «Владивостокский базовый медицинский колледж»;
КГОБУ СПО «Уссурийский базовый медицинский колледж».
Зубной техник востребован в:
стоматологических отделениях учреждений здравоохранения;
специализированных стоматологических поликлиниках и больницах;
частных стоматологических клиниках;
стоматологических кабинетах в учреждениях дошкольного и среднего образования.
В профессии зубного техника у каждого специалиста складывается свой, индивидуальный путь развития в зависимости от выбранного направления работы и освоения уникальных методов.
Начиная с позиции молодого специалиста, зубной техник нарабатывает знания в выбранной области и обретает бесценный опыт работы. Решая все более сложные задачи, он с каждым разом совершенствуется как уникальный специалист.
Выбор управленческой карьеры требует приобретения высшего профессионального образования. При выборе данного карьерного пути необходимо развивать у себя управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер.
После прохождения повышения квалификации и получения сертификата специалиста зубной техник может работать по специальности: ортопедическая стоматология.