Проект, максимально приближенный к реальной жизни
В процессе учебы будущим предпринимателям обязательно дают примерную форму бизнес-плана, а учащиеся создают свой проект, максимально приближенный к реальной жизни. Как правило, в бизнес-план входят следующие позиции:
1. Общие положения.
* Описание предприятия (основные виды деятельности).
* Характеристика рынка (местный, региональный, в масштабах страны, промышленный, потребительский).
* Перспективы развития предприятия (что может быть достигнуто за 1, 3, 5 лет).
* Общий прогноз объема продаж и прибыли.
* Потребность в получении кредита, привлечении инвестиций и других источников заемных средств.
* Направления использования привлекаемых средств.
* Сроки погашения задолженности или планируемый доход вкладчика капитала.
2. Управление компанией.
* Список ведущего персонала (руководства) предприятия.
* План привлечения дополнительных работников (когда, с какой целью и на каких условиях оплаты труда).
* Возможные недостатки в управлении и методы их устранения.
* Действия в случае болезни или неожиданного ухода из компании ключевых сотрудников.
* Общая фактическая и планируемая численность наемных работников.
3. Характеристика продукции (услуг).
* Виды продукции и их доля в общем объеме продаж.
* Специфика продукции, отличительные сбытовые особенности, привлекательные потребительские качества.
* Принципы ценообразования каждого продукта.
* Основные конкуренты и сравнительные позиции.
* Применяемые патенты, лицензии и сертификаты.
4. Рынок и сбыт.
* Характеристика основного рынка (развивающийся, стабильный, сокращающийся).
* Вероятные способы приспособления продукции к потребностям других сегментов рынка.
* Характеристика потенциальных потребителей.
* Возможность предоставления кредита покупателям и его условия.
* Прогноз объема продаж по полугодиям.
* Уровень цен на продукцию и сравнение их с ценами конкурентов.
* Способ и каналы сбыта товаров (через розничную сеть, дистрибьютеров, торговых агентов, каталоги, рекламные письма и т.д.)
5. Организация производства.
* Необходимые производственные площади, их покупка, аренда или строительство.
* Потребности и стоимость оборудования и сырья.
6. Финансирование.
* Расчет необходимого объема безубыточного производства.
* Капитал, вложенный собственниками предприятия или его акционерами, другие средства, имеющиеся в распоряжении предприятия.
* Сумма требуемых дополнительных средств (кредитов) и возможные сроки их погашения.
Где взять деньги?
Многие предприниматели считают, что бизнес-план - это не только основа для начала производственной и сбытовой деятельности, но и инструмент для привлечения финансовых средств. И доля истины в этом есть. Дело в том, что формирование предпринимательского капитала, без которого даже гениальная бизнес-идея останется только идеей, осуществляется за счет трех основных составляющих:
1. Собственные ресурсы. Каждый предприниматель исходит из личных финансовых возможностей и возможностей своих партнеров по бизнесу, если таковые имеются.
2. Банковские кредиты. У каждого банка свои правила и порядки, а также процентные ставки и сроки их погашения.
3. Деньги инвесторов. Этот финансовый источник будет питать стартующий бизнес денежными вливаниями только в том случае, если потенциальные инвесторы увидят в бизнес-плане действительно реальные и заманчивые перспективы прибыли. Следовательно, чем более убедительным, доказательным, подробным, понятным, вдохновляющим и даже вселяющим азарт будет бизнес-план, тем больше шансов у организаторов предприятия направить сторонние финансовые потоки в собственное русло.