Чем занимается мерчандайзер? Шансы получить эту вакансию, карьерный рост

Работа

В ряды специальностей, связанных с торговлей, прочно вошла профессия со странным названием «мерчандайзер». Чем такой специалист занимается? У кого есть шансы получить эту вакансию? И существуют ли в данном деле перспективы карьерного роста?

В переводе с английского «мерчандайзинг» означает планирование и стимулирование сбыта. Специалист, занимающийся данным видом деятельности, отвечает за увеличение продаж в магазинах, достигаемое правильной выкладкой товаров и организацией рекламы непосредственно в торговых залах. Окончательное решение приобрести тот или иной продукт покупатель, как правило, принимает именно в магазине, причем зачастую это заранее не запланировано — срабатывает импульс: увидел вещь — решил купить. И здесь очень важную роль играет правильная подача товара (где он лежит, хорошо ли его видно, удобно ли его брать, что о нем известно, есть ли реклама). Задача мерчандайзера — заставить человека сделать как можно больше покупок.

Для осуществления этой цели служат такие средства, как рекламные носители (например, пакет сока размером в два квадратных метра); подсветка, разнообразные стойки, полочки и прочие приспособления; рекламные акции (раздача листовок, скидки, промоушн и т. д.).

Самые «лакомые» места в зале — около касс и на входе. Практически в каждом магазине там раскладывают различные мелкие товары (жевательную резинку, леденцы, шоколад, сигареты и пр.). Пока человек стоит в очереди, его взгляд невольно падает на них. Сколько раз вы ощущали желание купить что-нибудь совершенно не нужное? Решили похудеть, а покупаете шоколадку. Не любите жвачку, а она уже в вашей в корзине. Лучше всего человек замечает предметы, находящиеся у него перед носом (на уровне глаз). Любителей наклоняться к самым нижним полкам находится не много.

Покупатель, как сорока, падок на все яркое, броское, его взгляд невольно привлекают известные бренды и плакаты со словом «распродажа». Поэтому потребительским спросом управлять реально, но для этого требуется немало усилий, в том числе мерчандайзеров.

Многие люди стремятся побыстрее пробежать по магазину, не утруждая себя осмотром всех прилавков, поэтому место расположения товаров периодически стоит менять. Не обнаружив своего любимого йогурта на привычном месте, клиент поневоле пустится в творческий поиск.

Итак, что же требуется от начинающего мерчандайзера? Активность, коммуникабельность, умение общаться с работниками торговли, сообразительность, креативность, понимание психологии продаж, организаторские способности, стрессоустойчивость — вот далеко не полный перечень обязательных качеств. Довольно часто работодатели требуют от претендентов на такую должность наличия водительских прав или личного автомобиля. Обычно мерчандайзерами трудятся люди младше 30, в крайнем случае до 40 лет. На эту работу охотно берут студентов. Причем лучшими мерчандайзерами из числа студентов оказываются… девушки. Они более дисциплинированны, общительны. Данная профессия вполне подходит активным женщинам.

Мерчандайзеру приходится работать с отчетами, складскими документами, поэтому внимательность и аккуратность для кандидата просто необходимы. Большую роль играет увлеченность своим делом и определенная степень азартности. Если вы искренне радуетесь росту продаж и в свободное от работы время размышляете, какие бы еще способы рекламы придумать, а заходя в магазин, первым делом изучаете расположение товаров на полках — эта профессия для вас. Скромность мерчандайзера не украшает. Вы должны уметь привлекать внимание людей и к своему товару, и к собственной персоне.

Нужно сделать так, чтобы процесс приобретения превратился в увлекательное путешествие по магазину. Полная корзина покупателя — вот цель работы мерчандайзера. А методы для ее достижения можно использовать любые (по согласованию с администрацией магазина). Хоть песни пойте у прилавка, если это помогает увеличить объем реализуемой продукции. Теоретически администрация торгового предприятия заинтересована в росте продаж, но на практике зачастую приходится убеждать в необходимости той или иной рекламной акции, особенно если магазин большой и поток посетителей и так существует. Хотя эффективность работы хорошего мерчандайзера может доходить до ста и более процентов увеличения объема продаж конкретного товара. Такой специалист может менять покупательские предпочтения, постепенно приучая людей к новым видам продукции и мало известным торговым маркам.