Как создать фермерское хозяйство в Украине

Как создать фермерское хозяйство
Несмотря на сложную систему регистрации фермерских хозяйств, в Украине их уже работает более 42 тысяч. И это число постоянно растет. Следовательно, растет число тех, кто готов преодолеть непростой бюрократический путь к фермерству. Как зарегистрировать фермерское хозяйство, выполнив все требования действующего законодательства? Кто имеет право на создание фермерского хозяйства? Как оформить земли для ведения фермерского хозяйства? Рассказывает начальник отдела правового обеспечения Юридического департамента Госкомзема Андрей Харченко.

- Кто имеет право создать фермерское хозяйство?
Такое право имеет каждый дееспособный гражданин Украины, достигший 18-летнего возраста, обнаружил соответствующее желание, имеет документы, подтверждающие его способность заниматься сельским хозяйством.

- Какие шаги нужно предпринять, чтобы зарегистрировать хозяйство?
Прежде всего нужно пройти профессиональный отбор. Его осуществляет профессиональная комиссия по вопросам создания фермерских хозяйств. В нее входят представители органов государственной власти, местного самоуправления, Ассоциации фермеров и частных землевладельцев и общественных организаций. Претендент в фермеры должен иметь опыт работы в сельском хозяйстве и бизнес-план развития хозяйства.

В комиссию он подает заявление следующего содержания: «Прошу разрешить прохождение конкурсного отбора для создания фермерского хозяйства» и указывает желаемые размеры, местоположение земельного участка и количество членов фермерского хозяйства, копии документов, подтверждающих опыт работы в сельском хозяйстве и наличие необходимой квалификации или специальной подготовки; обоснование размеров земельного участка и направления деятельности фермерского хозяйства, копии паспорта и документа о присвоении идентификационного номера. Члены комиссии изучают документы, общаются с претендентом. Они могут поинтересоваться, чем будущий фермер собирается заниматься на земле и как развивать хозяйство.

- Комиссия вынесла положительное решение: позволить. Что дальше?
- Имея на руках такое решение, будущий фермер может обратиться в орган местного самоуправления или районной госадминистрации с заявлением: предоставить ему земельный участок в собственность или в аренду. Эти заявления рассматриваются в течение месяца. И в случае положительного ответа предоставляется разрешение на подготовку проекта отвода земельного участка. Эти работы выполняют лицензированные землеустроительные организации.
- Закон о фермерские хозяйства ставит обязательное условие - чтобы зарегистрироваться фермером, нужно иметь в собственности или аренде земельный участок. А вот если ее нет - можно надеяться, что ее предоставят?
- Действительно, лицо, желающее создать фермерское хозяйство, сначала должна оформить право на земельный участок - или на условиях собственности или на условиях аренды. Именно вывод профессиональной комиссии, о котором говорилось ранее, является условием для того, чтобы потенциальному фермеру предоставили или в собственность или в аренду участок - из земель государственной или коммунальной собственности.

- На сколько гектаров можно рассчитывать?
- Если мы говорим "на условиях собственности», то это лишь в размере земельной доли / пая по тому региону, где лицо хочет получить участок. Если на условиях аренды - то законодательством размеры не ограничены. Главное, чтобы были свободные земли.
- Представим, земли хватило, дано разрешение на подготовку проекта отвода земельного участка и этот документ изготовлен лицензированной землеустроительной организацией. Что делать дальше?
- Проект отвода земельного участка подается в совет или администрацию (в зависимости от того, в пределах населенного пункта находится участок или вне их), которая принимает решение о его утверждении и о передаче участка или в собственность или в пользование. Оформляются правоустанавливающие документы, регистрируются, а затем подаются для регистрации фермерского хозяйства как юридического лица.

- Куда и с какими документами обращаться по регистрации?
- К государственному регистратору в районной администрации. Туда вы представить следующие документы: протокол решения комиссии, решение учредителя фермерского хозяйства о его образовании (оригинал или нотариально заверенную копию), два экземпляра устава хозяйства, квитанцию об уплате регистрационного сбора и копию государственного акта.

- Как долго надо ждать?
- Закон предусматривает, что государственная регистрация фермерского хозяйства осуществляется в течение не более 5 рабочих дней. Именно в пределах этого срока органы государственной регистрации обязаны внести данные из регистрационной карточки в Реестр субъектов предпринимательской деятельности и, главное, выдать Свидетельство о государственной регистрации фермерского хозяйства. Это свидетельство и копия документа, подтверждающего, что хозяйство взяли на учет в государственном налоговом органе, уже является основанием для открытия банковского счета.

фермерское хозяйство

9 шагов создания фермерских хозяйств

Право на создание фермерского хозяйства имеет каждый дееспособный гражданин Украины, достигший 18-летнего возраста, изъявил желание и прошел профессиональный отбор на право создания фермерского хозяйства.

Если лицо, которое не имеет земельного участка, желающий создать фермерское хозяйство, то сначала необходимо принять земельный участок в аренду у ее владельца (юридического лица, физического лица) или получить из земель государственной или коммунальной собственности, пройдя предварительно профессиональный отбор на достаточность опыта и квалификации для ведения фермерского хозяйства в соответствии с законом Украины "О фермерском хозяйстве".

К профессиональной комиссии подается заявление, в котором обязательно указываются желаемый размер, местоположение земельного участка, количество членов фермерского хозяйства. К заявлению прилагаются копии документов, заверенные в установленном порядке, подтверждающие опыт работы в сельском хозяйстве, документы обосновывающие желаемые размеры земельного участка и направления деятельности будущего фермерского хозяйства. Срок рассмотрения профессиональной комиссией заявления не должен превышать один месяц.

После получения положительного заключения комиссии следующим этапом создания фермерского хозяйства является получение земельных участков для ведения фермерского хозяйства.

Для получения в аренду земельного участка с целью ведения фермерского хозяйства граждане обращаются в соответствующую районную государственную администрацию и в местные советы с заявлением, которое рассматривается в месячный срок. В случае удовлетворения заявления райгосадминистрация дает согласие на подготовку землеустроительной организацией проекта отвода земельного участка.

Стоимость проекта отвода земельного участка возмещается за счет бюджетных средств украинским государственным фондом поддержки фермерских хозяйств.
После заключения договора аренды земельного участка и его государственной регистрации фермерское хозяйство подлежит государственной регистрации.
Государственная регистрация фермерского хозяйства осуществляется в исполнительном комитете районного совета, госадминистрациях по месту жительства или по местонахождению земельного участка.
Для того, чтобы зарегистрировать фермерское хозяйство, необходимо выполнить ряд последовательных шагов.

Шаг первый - согласование с регистрационным органом наименование хозяйства.
Наименование должно отражать его организационно - правовую форму и не быть тождественным наименованию другого юридического лица. Для этого необходимо обратиться к государственному регистратору соответствующей райгосадминистрации с заявлением о резервировании наименования юридического лица (фермерского хозяйства).
Резервирование наименования осуществляется в течение трех рабочих дней с даты поступления документов и проводится в двухмесячный срок.

Шаг второй - проведение учредительного собрания фермерского хозяйства, на которых должны решиться следующие вопросы:
1. Собрание учредителей и заключения с ними учредительного договора. Учредительный договор необходим только в том случае, когда хозяйство основывается более одним лицом.
2. Разработка и изготовление Устава хозяйства, его утверждения членами хозяйства.
3. Выборы главы хозяйства.
4. Назначение ответственного за государственную регистрацию хозяйства.
5. Определение и утверждение юридического адреса хозяйства. Фермерское хозяйство может быть зарегистрирован по месту жительства учредителя или по месту нахождения земельного участка.

Шаг третий - посещение нотариуса для заверения подписей учредителей в Уставе (в двух экземплярах) и удостоверения экземпляров учредительного договора.

Шаг четвертый - для проведения государственной регистрации учредитель или уполномоченное лицо должно лично подать государственному регистратору такие документы:
- Учредительные документы в двух экземплярах (Устав фермерского хозяйства и договор о создании фермерского хозяйства).

Учредительные документы должны быть напечатаны, прошиты, пронумерованы и подписаны председателем хозяйства. Подпись председателя и учредителей на учредительных документах должен быть удостоверен нотариусом;
- Регистрационную карточку установленного образца, которая является заявлением о государственной регистрации фермерского хозяйства;
- Копию документа, удостоверяющего наличие у гражданина права собственности или аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения;
- Документ, удостоверяющий внесение регистрационного сбора (копию банковской квитанции).

Для регистрации фермерского хозяйства запрещается требовать другие документы нежели перечисленные.
В течение пяти рабочих дней со дня поступления документов государственный регистратор должен выдать свидетельство о государственной регистрации фермерского хозяйства и один экземпляр оригинала Устава с отметкой государственного регистратора о проведении государственной регистрации хозяйства.

Шаг пятый - получив оригинал свидетельства о государственной регистрации фермерского хозяйства, необходимо заверить у нотариуса 8 его копий (для статуправления, получение разрешения на изготовление печати, постановки на учет в соцфонды, открытие расчетных счетов и ГНИ) и удостоверить 2 копии Устава ( необходимых для открытия расчетного счета и для постановки на учет в государственной налоговой инспекции).

Шаг шестой - регистрация хозяйства в областном управлении статистики, для чего необходимо иметь:
  • заявление установленного образца;
  • оригинал устава;
  • свидетельство о государственной регистрации и его нотариально заверенную копию;
  • ксерокопии паспортов и справок о присвоении идентификационных номеров учредителей;
  • квитанцию об уплате регистрационного сбора.

  • Для дальнейшей регистрации хозяйства необходимо 8 копий.

    Шаг седьмой - регистрация хозяйства в Государственной налоговой инспекции и различных фондах.
    В Государственную налоговую инспекцию необходимо подавать следующие документы:
  • заявление установленного образца -1 ОПП, в двух экземплярах:
  • оригинал устава и нотариально заверенная копия;
  • свидетельство о государственной регистрации и его нотариально заверенная копия;
  • копия статистической справки, заверенной нотариально или органом, выдавшим ее;
  • протокол учредительного собрания, где указаны фамилия имя отчество главы хозяйства. Если назначенный бухгалтер - копия приказа о его назначении;
  • ксерокопии паспортов учредителей и их идентификационных номеров.


  • В Пенсионный фонд подаются заявление установленного образца, нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации и копия справки органа госстатистики;

    В центр занятости подается заявление установленного образца, нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации и копия справки органа госстатистики;

    В фонд социального страхования от временной потери трудоспособности необходимо подать заявление установленного образца, нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации и копию справки органа госстатистики;

    В фонд страхования от несчастных случаев представляются: заявление установленного образца, нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации и копия справки органа госстатистики.

    Шаг восьмой - получение разрешения на изготовление печати, в связи с чем в органы разрешительной системы необходимо представить:
  • заявление установленного образца;
  • эскиз печати;
  • оригинал свидетельства о регистрации и его нотариально заверенную копию;
  • копию справки органов статистики;
  • квитанцию об оплате услуг.


  • Оформленное разрешение выдается в течение пяти рабочих дней со дня получения документов. После получения указанного разрешения для изготовления печати и штампа фермерское хозяйство должно заключить договор с субъектом, имеющим соответствующее разрешение (лицензию) на их изготовление. Как правило, изготовление печати можно заказать непосредственно в разрешительной системе.

    Шаг девятый - открытие банковского счета, для чего необходимо подготовить и подать в учреждение банка:
  • Заявление об открытии текущего расчетного счета установленного образца;
  • Карточку с образцами подписей главы хозяйства и главного бухгалтера (если он есть), заверенные нотариально с образцом печати хозяйства;
  • Нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации;
  • копию справки органа госстатистики, заверенную нотариально или органом который его выдал;
  • копию Устава (нотариально заверенную);
  • Заверенную налоговым органом копию справки (форма 4 ОПП) о взятии на учет;
  • справку о регистрации в Пенсионном фонде;
  • Ксерокопии паспорта и идентификационного номера учредителей;
  • копию протоколов учредительного собрания.