Надомный труд в России. Как Владислав работает по договорам на своем КАМАЗе?

Рынок

Владислав Труд просыпается рано. Рассвет только брезжит, а он уже в кабине КАМАЗа рядом с водителем едет прочь из Москвы. В Орловскую, Курскую, Ивановскую области. В кузове грузовика — упакованная в коробки бумага. Через пару дней (до обеда — инструктаж, после обеда — оформление документации) эта бумага превратится в кораблики. Обычные бумажные кораблики, сложенные в технике оригами. За каждую операцию, то есть за каждый изгиб бумаги, Владислав возьмет с заказчика по 17 копеек, причем тиражи ниже 100 000 изделий его интересуют мало — к концу года есть мечта выйти на «миллион».

Обыкновенный рынок

Владелец торговой марки Hand Band — посредник, и не стесняется этого. Он открыто говорит, что помогает соединить рабочие руки и тех, кому требуется нестандартный продукт, который можно сделать только вручную. Бумажные самолетики, крохотные конверты под SIM-карты, пенопластовые муляжи масла «Крестьянское», возлежащие в витринах супермаркетов. Вы же не думали, что они — настоящие?

Прежде Владислав работал в рекламном агентстве, специализировался на новинках в сфере POS–мерчендайзинга, а потому и с типографиями, полиграфистами и небольшими рекламными агентствами общается на одном языке. Знает, что нужно. Кроме надомного труда, когда исполнители работают в буквальном смысле на дому, он научился использовать и другие виды нестандартной рабочей силы. В частности, студенческие бригады. Обыкновенный рынок труда

«Рынок, вообще–то, огромный, — говорит Труд. — Начинал я с этикеток — помните, когда появилось требование «русифицировать» всю иностранную продукцию, наклеивая русскоязычные этикетки? А сегодня ассортимент услуг стал намного шире. Склейка, ручная фальцовка, скрепление скотчем. Допустим, заказчику нужна нестандартная коробка или конверт с окошком в определенном месте, а оборудования — нет. Вот такие процессы мы и заменяем неквалифицированным ручным трудом, который стоит копейки».

С заказчиками Труд работает по договорам, хотя еще в прошлом году чаще всего достаточно было символического рукопожатия: среди заказчиков появились даже иностранные компании. Они размещают крупные заказы, но расплачиваются по факту приема продукции, тогда как Владислав предпочитает брать хотя бы небольшую предоплату.

Легко ли искать рабочую силу, эти самые «руки»? Труд утверждает, что кандидаты приходят сами — в Интернет на сайт Владислава ежедневно льется поток из сотен писем с просьбой найти работу — по сборке фонариков, ручек, чего угодно. Молодые мамы и инвалиды, активные пенсионеры и студенты — все жаждут пополнить ряды надомников. Интерес к работе на дому как форме занятости в России по–прежнему остается высоким.

Все бы хорошо, вот только затраты на транспорт забирают почти половину прибыли. «В минусе не оказываюсь, но маржа бывает очень маленькой, — говорит Труд. — Главное, даже в таких условиях рынок не умирает. Наоборот, постоянно развивается».

В поисках выхода из «транспортной» ловушки Владислав присматривался к другим поставщикам производственных сил и недавно выяснил, что рабочая сила заключенных и обитателей интернатов дешевле «надомной». Да и порядка там больше. К тому же под программу «УИН ПРО» федеральный бюджет выделяет деньги, а если постараться, можно прильнуть и к благодатному источнику госзаказа.


Как бы то ни было, у надомного труда в России все еще есть будущее. Население страны стареет и сокращается, и этот процесс будет продолжаться в течение ближайших десятилетий. По такому показателю, как коэффициент естественного прироста населения, Россия находится на предпоследнем (!) месте в мире, а ожидающийся приток мигрантов с большой вероятностью приведет к обвалу цен на рынке низкоквалифицированного труда. Тогда, вероятно, российские надомники смогут, наконец, конкурировать с китайцами по себестоимости работ. Жаль только, что такой ценой.

Обыкновенный рынок