Работа, бизнес и предпринимательство. Часть 1 || || Работа, бизнес и предпринимательство. Часть 2

Регламентация деятельности персонала

biznesmm.ru

Для того чтобы эффективно управлять персоналом, нужно регламентировать его деятельность. Большинство HR-специалистов считают вопрос регламентации деятельности незначительным и не уделяют ему должного внимания. А ведь это действенный инструмент повышения эффективности работы ваших сотрудников. Мы вам расскажем, как грамотно организовать этот процесс.


Потребность в регламентации деятельности появляется тогда, когда увеличивается количество правил в «игре», в которую вовлечена организация. Другими словами, компания развивается, число управляемых объектов – сотрудников, продуктов, процессов – растет, и высшему руководству все труднее справляться с таким объемом управленческой работы.

Хороший руководитель может эффективно управлять пятью-семью заместителями и вдохновлять своим энтузиазмом человек десять ключевых специалистов. Если не установлен четкий порядок распределения обязанностей и ответственности, управленческие воздействия остаются неформальными, полномочия и ответственность фиксируются на уровне устных поручений и всегда есть возможность воспользоваться недоговоренностями.
Способы регламентации

Регламентация деятельности – это установление однозначных правил поведения в рамках определенной деятельности. Для персонала это прежде всего модели выполнения работ. Можно выделить три способа целенаправленного управления моделями поведения сотрудников в зависимости от жесткости регламентации: правила, нормы и традиции.

Правила – самый жесткий способ регламентации. Правила – это официально зафиксированные в регламентирующих документах модели поведения (стандарты деятельности), соблюдение которых контролируется, а нарушение наказывается. Правилами могут регулироваться технологические области деятельности, например технология производства, за которой следят менеджеры по качеству (ОТК). Кроме того, правилами могут устанавливаться модели проведения совещаний, форма одежды, поведение сотрудников во время корпоративных мероприятий и в некоторых случаях даже личная жизнь сотрудников.

Нормы – неофициальные и, как правило, не зафиксированные, но четко соблюдаемые модели поведения, следование которым контролируется сотрудниками организации, а их нарушение порицается. Сотрудники организации, которые принимают самое активное участие в сохранении, распространении и контроле за исполнением норм, становятся его лидерами (формальными или неформальными).

Традиции – максимально мягкие требования к поведению сотрудников, при которых существует некоторая модель поведения, которую одобрило руководство, но нет ни контролирующих ее соблюдение лидеров, ни официальных правил. В данном случае модель выступает в качестве эталона, но каждый человек решает сам, следовать этому эталону или нет (по принципу «нравится – не нравится»).

Например, в вашей организации принято дарить женщинам цветы на 8 Марта. Если обязанность вручения цветов к празднику закреплена в кодексе компании и установлены санкции за ее невыполнение, то это регламентация на уровне правил. Если наличие цветов в этот день вызывает у сотрудниц радость, а отсутствие – плохое настроение и обиды, то это регламентация на уровне норм. Если же принятие решения о том, дарить цветы или не дарить, остается на усмотрение сотрудников, то это регламентация на уровне традиций.
Что регламентировать?

Для того чтобы деятельность организации была управляемой, необходимо регламентировать субъекты деятельности, процессы деятельности и ресурсы, необходимые для ее успешного ведения.

Субъекты деятельности – сотрудники, выполняющие работу. Субъекты деятельности могут быть индивидуальными (должностные позиции, рабочие места) и коллективными (подразделения). Для регламентации деятельности субъектов обычно используются организационные документы: должностные инструкции, положения о подразделениях или должностных лицах. В создании именно таких документов наиболее сильны кадровые специалисты. Как правило, кадровики и руководят всем процессом разработки и мониторинга организационных документов.

Процессы деятельности – это части деятельности, в ходе которой субъекты выполняют свою работу, используя ресурсы. Для регламентации деятельности процессов используются нормативные документы (положения о направлении деятельности, рабочие инструкции, методические рекомендации). При разработке и мониторинге нормативных документов HR-специалисты могут иметь ведущую роль как сотрудники, умеющие проводить анализ деятельности и разрабатывать грамотные и понятные тексты. Ресурсы – это деньги, материалы, люди, которые обеспечивают деятельность компании. Распределение ресурсов обязательно нужно регламентировать, и наиболее удобно это делать с использованием планово-учетных документов (планов, нормативов).

Так как люди – один из ключевых ресурсов, необходимых в деятельности практически любой организации, регламентация деятельности персонала – одна из самых важных задач крупных компаний. Роль HR-специалистов при работе с планово-учетными документами заключается в разработке хороших планов по управлению персоналом, а по возможности и справочников по кадровым аспектам для менеджеров компании, например справочника по уровню зарплат в других организациях.

Есть еще один тип регламентирующих документов – распорядительные документы (приказы, распоряжения, служебные записки с разрешительной резолюцией, решения и т. п.). Они применяются для передачи краткосрочных, не терпящих отлагательств поручений руководства – когда нет смысла разрабатывать полноценный документ долговременного действия. Такими документами можно регулировать и субъекты, и процессы, и ресурсы.

Отметим, что объем действия распорядительных документов при регулярном менеджменте очень мал, и когда мы говорим о регламентации, то имеем в виду в первую очередь регламентирующие документы долговременного действия: организационные, планово-учетные и нормативные. Пользователи регламентирующих документов

Существует расхожее мнение о том, что регламентирующие документы нужны только специалистам по регламентации или по управлению персоналом. На самом деле это не совсем так. Грамотная система документационного обеспечения управлением (ДОУ) полезна для всех категорий персонала в организации – топ-менеджеров и менеджеров среднего звена, линейных руководителей и исполнителей. Рассмотрим подробнее, что же дает регламентация деятельности персонала для каждой категории сотрудников. Топ-менеджеры. Для высшего руководства регламентирующие документы – инструмент, который позволяет не отвлекаться на текущие и незначительные проблемы управления. При поставленной системе регламентации топу достаточно один раз установить набор правил – и он может быть уверен в том, что они будут правильно выполняться. Менеджеры среднего звена. Руководителям среднего звена регламентация деятельности позволяет представлять систему управления организацией комплексно: где заканчивается и начинается очередная зона ответственности, правильно ли поделены функции, кто руководит тем или иным процессом и как оцениваются результаты этой деятельности.

Линейные руководители. Для бригадиров, перед которыми уже поставлены конкретные задачи, регламентация деятельности – это руководство к действию, где должны быть описаны способы (технологии) достижения намеченных целей. На практике во время реализации многих проектов те линейные руководители, которые изначально были настроены против лишних бумажек, получив на руки регламент, со временем осознают, что работать стало гораздо проще и удобнее.

Исполнители. Данная категория персонала является, пожалуй, основным пользователем регламентирующих документов. Одним из признаков хорошо составленного регламентирующего документа является то, что он понятен исполнителю. Ведь основная причина непринятия большинством сотрудников регламентирующих документов не в том, что они не доработаны или плохо оформлены, а в том, что эти документы недостаточно отражают деятельность конкретного сотрудника. Есть, правда, еще одна причина неприятия – правильная регламентация всегда усиливает нагрузку на сотрудника (повышает его уровень эксплуатации), но не всегда это повышение приводит к росту оплаты труда.

Специалисты по регламентации и управлению персоналом. Поскольку такие специалисты выполняют самую ответственную роль в регламентации деятельности, для них важно, чтобы регламентирующие документы были достаточно технологичными и на их разработку затрачивалось как можно меньше ресурсов.

Регламентация деятельности персонала не требует дополнительных капиталовложений и доступна абсолютно любой организации. Она позволяет систематизировать работу персонала, сделать ее более эффективной, повысить ее значимость. Однако для успешного управления компанией необходимо не только структурное описание регламентов деятельности персонала, но и внедрение в сознание персонала тех ценностных установок, которые способствуют выполнению этих самых регламентов. Но это уже тема следующего нашего разговора.

Михаил Гордеев

kdelo








biznesmm.ru

Новый взгляд на адаптацию персонала

Надо учитывать также и психологические особенности личностей и их социальные обусловленности, например, предпочтение работать с руководителем женщиной или мужчиной, возраст руководителя и тому подобное



















biznesmm.ru

Менеджер по персоналу. С чего начинать работу?

Чтобы иметь авторитет среди руководителей менеджеру по персоналу важно четко понимать свое положение в организационной структуре, знать границы своих обязанностей, брать ответственность за результаты своей работы

Платежные терминалы

Домашний бизнес

Платежные терминалы как высокодоходный бизнес

Обучение на компьютере

Обучение на компьютере

Если вы умеете включать компьютер и правильно его выключать, то это уже полдела на пути к познанию

Заработок, Бизнес, подработка

Заработок, Бизнес, подработка

Как не потерять работу, продвигаясь по карьерной лестнице?

Профессии на сайте biznesmm.ru

Профессии на сайте biznesmm.ru

Профессия врачевателя зубов

Работа на дому

Работа на дому

Партнерская программа для своего сайта

Cтатьи о работе и трудоустройстве

Cтатьи о работе и трудоустройстве

Самоуверенность как качество необходимое в работе и бизнесе

Домашний бизнес

Домашний бизнес

Бизнес на изготовлении лечебных подушек

Бизнес-идеи для открытия своего дела

Бизнес-идеи для открытия своего дела

Как, не являясь юридическим лицом, заниматься предпринимательской деятельностью?

Бизнес-идеи

Бизнес-идеи для открытия своего дела 2

Как раскрутить бытовое видео на YouTube

Исследуем ненормативную лексику соискателя работы

Исследуем ненормативную лексику соискателя работы

О профессиях, идеях бизнеса, работе

Раздел сайта biznesmm.ru о профессиях, идеях бизнеса, работе

Бизнес на магнитном маникюре от британского производителя

Как самостоятельно избавиться от невнимательности

Как самостоятельно избавиться от невнимательности?

Если вы знаете, что рассеянны и невнимательны, то лучше самостоятельно постараться избавиться от этих качеств

О PR, карьере, работе

Раздел сайта biznesmm.ru о PR, карьере, работе

Эмоциональная вовлеченность в служебные дела

Статьи о жилье, недвижимости, бизнесе

Статьи о жилье, недвижимости, бизнесе

Бремя собственности на квартиру для пожилых и «социально незащищенных»

О заработке, работе, бизнесе

Sovet 7 Раздел сайта biznesmm.ru о заработке, работе, бизнесе

Законодательство о рабочем испытательном сроке

Домашний бизнес в XXI веке

Домашний бизнес в XXI веке

Домашний бизнес хорош по многим причинам, но не для всех, и все они работают по-разному

Дипфейки для мошенников

Дипфейки для мошенников

Романтические мошенники теперь укрепляют доверие с помощью дипфейков

Афера, нацеленная на владельцев iPhone

Новая афера, нацеленная на владельцев iPhone

Существует новая схема фишинга, нацеленная на владельцев Apple

Выращивание кактусов

Домашний бизнес на выращивании кактусов

Кактус считается одним из самых ценных лекарственных растений

Как правильно создать цифровую визитную карточку

Как правильно создать цифровую визитную карточку

Цифровая визитная карточка — это именно то, что является виртуальным представлением вашей профессии или компании

Болезни и здоровье человека

Болезни и здоровье человека

Многие женщины очень переживают во время беременности, и на некоторых женщин, это может повлиять


Читайте также


Главная || || Семь способов, которыми индивидуальные предприниматели могут развивать домашний бизнес || || Домашний бизнес - подходит ли он Вам в XXI веке  || || Sovet || || Как правильно создать цифровую визитную карточку || || Профессии на сайте biznesmm.ru || || Работа на дому. Карта раздела || || Cтатьи о работе и трудоустройстве || || Домашний бизнес || || Заработок - Бизнес, подработка || || Болезни и здоровье человека || || Обучение на компьютере