Традиционно в соперничестве хозяйствующих субъектов (компаний, предпринимателей) на рынках товаров, услуг, материальных и финансовых ресурсов преимущество обеспечивают более низкие издержки, оптимальное сочетание цены и качества, способность удовлетворять запросы потребителей по широкому кругу параметров (сроки, сервис, ассортимент и т. п.). В нашей стране победа в конкурентной борьбе зачастую обусловливается внерыночными факторами: близостью к власти (особенно региональной), “административному ресурсу”, вмешательством силовых ведомств и др. В результате эффективные предприятия нередко подвергаются захватам, недружественным поглощениям. Существует более общее, нежели конкуренция, понятие – “противоречие интересов”; причем расхождения между экономическими субъектами (продавцом-покупателем, работодателем-работником) по одним вопросам могут сопровождаться совпадением позиций по другим. Анализируются особенности конкуренции на российском рынке труда; 1) как конкуренция проявляется на рынке труда; 2) плюсы и минусы низких заработков в экономике; 3) почему российским работникам мало платят? 4) потенциал трудовой мобильности-фактор конкурентоспособности работника. Отмечается, что конкуренция на российском рынке труда, где власть работодателей гипертрофирована, а цена наемного труда занижена, требует особого внимания. Конкурентные позиции работников необходимо укреплять, оформлять институционально. Нужны государственная антимонопольная политика, поддерживающая единую конкурентную среду (например, благодаря преодолению и разрушению межрегиональных барьеров), борьба с недобросовестной конкуренцией во всех ее проявлениях. Полностью избавиться от нее нереально, однако радикально уменьшить масштабы в обозримом будущем можно, но лишь при последовательных действиях государства.
SeminarProf