Компетенция – это набор индивидуальных характеристик человека (личные качества, мотивы, опыт, поведение), которые способны существенно повлиять на эффективное выполнение работы. В профессиональной литературе упоминается около 600 компетенций, обычно hr-менеджеры останавливаются на анализе кандидата по 8-10 для каждой отдельной вакансии. Оценка каждого из параметров происходит или по схеме «есть»/«нет» (например, харизматичность), или по балльной системе (например, инициативность). Соответствие индивидуальных характеристик кандидата вакансии является одним из решающих факторов при принятии на работу, хотя в первую очередь и рассматриваются опыт работы, образование, профессионализм. Анализ личностных компетенций при подробном знакомстве с соискателем используют с целью моделирования поведения соискателя в рабочих ситуациях.
На собеседовании соискателю обычно задают несколько вопросов, выявляющих его личностные компетенции. Обычно в ответе на эти вопросы от соискателя требуется рассказать о порядке своих действий в рамках предложенной ситуации. Иногда просят привести примеры из профессиональной деятельности. Рекрутер анализирует информацию, подсчитывает количество набранных балов, на основании этого делает вывод о соответствии личностных компетенций кандидата должности. Компетенции измеряют и при помощи тестов. Существуют стандартные «компетенции», которые важны каждому работодателю, наиболее «популярны» среди них: ответственность, клиент-ориентированность, коммуникативность. Часто используемые компетенции: лидерство, делегирование, планирование, стрессоустойчивость, ориентация на результат, способность видеть благоприятные коммерческие возможности, инициативность, умение работать в команде, гибкость.
Успешного соискателя от менее успешного отличают не только образование и профессионализм, но и личные качества, мотивы, опыт, поведенческие характеристики. Это все вместе составляет компетенцию, то есть индивидуальные характеристики, которые можно измерить и которые помогут различить эффективное и неэффективное выполнение работы. У разных специальностей разные компетенции, определяющие эффективность выполнения задач. Компетенции могут различаться и в зависимости от профессиональной области или сегмента рынка. К примеру, менеджерам по продажам необходима компетенция «Техника продаж», включающая в себя навыки аргументации, умение демонстрировать выгоды от сделки, выявлять потребности клиентов. Список вопросов готовится заранее. Как правило, все вопросы не выходят за рамки компетенций, необходимых для работы на предполагаемой должности.
Выгода от применения интервью по компетенциям в том, что рекрутеры могут выявить и выделить ключевые характеристики, которые они хотят взять за основу для отбора персонала.