Стратегическое преимущество квалифицированного персонала

ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ МЕНЕДЖЕРОВ

В настоящее время квалифицированный персонал все более становится фактором стратегического преимущества. Так, согласно модели источников корпоративного успеха (J. Kay, Oxford, 1993) архитектура организации, которая обеспечивает эффективную систему использования организационных знаний, является одним из трех стратегических источников конкурентного преимущества. Это обстоятельство особенно важно в аспекте обеспечения конкурентоспособности российских предприятий по отношению к зарубежным.
Поэтому неудивительно, что многие компании начали активно развивать системы корпоративного обучения руководителей. Однако на этом пути даже крупнейшие корпорации наталкиваются на существенные проблемы.

Дело в том, что образование представляет собой достаточно сложную и консервативную структуру. Связь запросов компании с тем, что получит специалист, направленный учиться в вуз, выглядит примерно так, как показано на рис. 1. Ясно, что влияние потребителя на состав предлагаемых программ довольно условное.

Ситуация осложняется тем, что менеджмент - это наука, которой еще 10 лет назад в России практически не существовало. Поэтому квалифицированных преподавателей катастрофически не хватает даже в столице. Специалисты же по разработке управленческих теорий, соответствующих отечественной реальности, а также программ и методик обучения значительно более дефицитны.

Особенности обучения менеджменту

Другое осложняющее обстоятельство заключается в том, что обучение менеджменту принципиально отличается от других видов научения по ряду позиций:

Так, в отличие от обычного образовательного процесса, который направлен на передачу знаний и навыков, полученных в прошлом, менеджмент - это умение создавать будущее. Поэтому подготовка управленцев не может базироваться на традиционной знаниево-навыковой концепции обучения и требует перехода к формированию у студентов стойких творческих и исследовательских навыков, умения решать проблемы.

Менеджеры - это люди, обладающие бесценным практическим опытом, и процесс их обучения должен быть настроен на соединение этого опыта с теоретическими концепциями и обогащение опытом других менеджеров.

Однако традиционные методики обучения, базирующиеся на лекционной форме подачи материала, неудовлетворительно ориентированы на использование практического опыта. Нередко наблюдаются элементы антагонизма между обучением и профессиональной деятельностью.
Сложность вовлечения в образовательный процесс опыта менеджера связана также с тем, что это должно сопровождаться критическим переосмыслением устаревших ментальных моделей, стереотипных поведенческих реакций и решений, в частности, тех, которые возникли в период дорыночной экономики.

Поэтому менеджер должен получить устойчивые навыки рефлексии умения выявлять и корректировать неадекватные ментальные модели на основе соотнесения реального и планируемого хода событий с привлечением новых данных и практического опыта.
Поскольку менеджмент призван создавать фирме конкурентные преимущества, то он принципиально не может опираться только на застывшие теоретические истины. Мир менеджмента - это динамичный, постоянно развивающийся организм, отдельные концепции которого довольно быстро устаревают. Поэтому в менеджменте логика науки не доминирует, а является органичной компонентой наравне с конкретным профессиональным знанием и инновационной управленческой деятельностью.
Наконец менеджеры - это очень занятые люди. Для них время - более дефицитный ресурс, чем деньги. Поэтому желательно использовать для корпоративного обучения такие организационные формы, которые допускают определенную гибкость учебного графика.

Профиль специалиста

Приведенные выше отдельные квалификационные особенности при системном подходе к обучению менеджеров должны быть сведены в так называемую "модель (профиль) специалиста", которая во многом определяет цели образования, а следовательно, его содержание, методы и средства.