Ожидание часа икс перед собеседованием

Вы разместили свое мини-резюме в газетах, закинули данные в Интернет и разослали по факсам. Остается ждать, когда раздастся телефонный звонок и женский (по преимуществу) голос скажет Вам:
“Мы ждем Вас на собеседовании тогда-то тогда-то. Запишите адрес…”
Петровазад нет (если, конечно, Вас устраивают предлагаемая должность и зарплата). Вам нужно начинать готовиться к собеседованию. Вы уверены в себе на 100%? Вы считаете, что никакой подготовки не требуется? Ошибаетесь. В ожидании часа “икс” Вам придется предпринять несколько важных шагов.

Итак, с чего начинать?
Прежде всего, нужно понять, сколько у Вас времени. Обычно на собеседование приглашают за день-два. Но бывает, что вакансия “горящая”, и Вам могут назначить встречу в тот же день. В этом случае можно попробовать все-таки перенести рандеву, потому что собраться с духом и с мыслями за несколько часов довольно непросто. Если ничего не выходит, и место и время встречи изменить нельзя, вот несколько простых советов.
Примите душ и приведите себя в порядок. Хотя бы на несколько минут примите горизонтальное положение и постарайтесь ни о чем не думать. Оденьтесь прилично, делая выбор в пользу пусть слегка старомодного, но костюма, нежели в пользу модной мятой сорочки и джинсов. Обязательно почистите обувь, это очень важно. Захватите с собой ручку, блокнот, резюме, паспорт, дипломы и свидетельства об окончании курсов. Посидите на дорожку, но выходите с запасом времени — прибавьте не менее получаса на непредвиденные обстоятельства. Будем надеяться, что работодатель оценит Ваши оперативные сборы и отнесется к Вам более благосклонно.
Теперь перейдем к более распространенному варианту — если у Вас все-таки есть пара дней на подготовку.

Соберите себе досье
Отнеситесь к сбору документов внимательно. Положите их в любую — прозрачную или картонную папку, если у Вас нет приличной деловой сумки или дипломата. Совершенно недопустимы пластиковые пакеты — оставьте их для магазинов.
Если Вы жалуетесь на память, составьте список документов, которые обязательно надо взять с собой. Только не переусердствуйте, ведь Ваше последнее свидетельство о расторжении брака или справка об окончании УПК в …надцатом году вряд ли кого-нибудь заинтересует. А выглядеть Вы будете, по меньшей мере, странно. Вот документы, которые пригодятся:
1. Развернутое резюме (лучше в 2 экземплярах). Вот некоторые требования к резюме, точнее, к его форме (о содержании мы писали уже неоднократно). Оно должно быть напечатано на хорошей белой бумаге, на четком принтере (лучше лазерном), шрифтом не менее 12 пт. Заголовки важных пунктов — таких, как ф.и.о, должность, образование, умения и навыки выделяются — подчеркиванием, жирным шрифтом, прописными буквами. Не забудьте про поля. И вообще, резюме должно выглядеть очень и очень аккуратно. Если Вы сами не сможете его должным образом “украсить”, обратитесь к знакомым или к услугам профессиональных операторов ПК.
2. Паспорт. Здесь требования те же — аккуратность. Если даже сам паспорт довольно потрепан, купите для него новую обложку.
3. Диплом об образовании. Сколько не напоминают работники служб персонала о том, чтобы диплом приносили с вкладышами, где есть оценки, большинство соискателей об этом благополучно “забывают”. И делают ошибку — ведь тогда Ваше желание скрыть тройки и прогулы в веселые студенческие годы станет очевидным. Кроме того, сейчас диплом нередко просто покупается в переходе. И отсутствие вкладыша наводит интервьюера на совсем не нужные Вам мысли. Поверьте, в подавляющем количестве случаев никто не будет вглядываться в Ваши оценки за все 5-6 лет обучения, если Вы спокойно покажете полноценный, а не усеченный вариант диплома.
4. Документы о дополнительном образовании, курсах и т.д.
К этому пункту надо подойти серьезно. Главное, чтобы бумажка об окончании чего-то дополнительного работала в Вашу пользу. Если Вы обожаете учиться, и этих бумажек у Вас собралось несметное количество, проведите сортировку. Идете на должность главного бухгалтера? Не нужно показывать удостоверение мастера спорта по стрельбе из лука… Лучше всего, если дипломы и сертификаты подтвердят, что Вы росли и продолжаете расти как профессионал. А не слишком важные для желаемой должности навыки — водительские права, опыт работы в несмежных областях и т.п. — можно указать в графе резюме “Дополнительная информация”.

Поработайте Штирлицем
Еще во время телефонного разговора с потенциальным работодателем постарайтесь узнать о компании, куда Вас приглашают, как можно больше. (Следует учесть, что если менеджер упорно не желает говорить название фирмы, Вашу предполагаемую должность и даже сферу деятельности, скорее всего, Вас “вербует” сетевой маркетинг.) Обязательно запишите имя-фамилию того, кто с Вами говорил, а также попробуйте выяснить, как зовут руководителя компании. Это Вам пригодится перед собеседованием, когда Вы придете в незнакомый офис и Вам нужно будет сказать, кто Вас пригласил. Также Вы наберете очки, если беседовать с Вами будет директор компании и Вы обратитесь к нему по имени-отчеству. Человеку всегда приятен звук собственного имени, это еще Дейл Карнеги заметил!
Если информация скудна, подключите другие каналы. Есть несколько способов узнать о деятельности и репутации фирмы. Во-первых, можно воспользоваться деловыми справочниками, где часто дается информация о компаниях. Во-вторых, (и это куда более информационно насыщенный вариант) можно залезть в Интернет. Сделайте распечатку или выпишите наиболее важные “вехи” развития компании — год возникновения, этапы развития, количество и названия подразделений, упоминания в прессе, семинары и конференции, выступления руководителей, награды и т.д. Обязательно запомните то, что Вы собираетесь использовать в разговоре с работодателем, чтобы ни в коем случае ничего не перепутать. Лучше всего сделать конспективную запись.

Проработка маршрута
Это довольно серьезный момент. Если Вы опоздаете на собеседование, практически никакие оправдания не помогут Вам восстановить реноме. Поэтому вооружитесь подробной картой МоскВы и посмотрите, где Вам предстоит оказаться. Очень редко бывает, что нужный Вам адрес — в двух шагах от метро (если это так, поздравляю, законы Мерфи на Вас не распространяются). Если предстоит идти 10-15 минут, а то и ехать на наземном транспорте, обязательно учтите все непредвиденные обстоятельства — сложные перекрестки с “ленивыми” светофорами, перерывы в движении автобусов, непонятные номера домов и т.п. Допустим, Вы “хронический” опаздывающий. Тогда Вам можно посоветовать не слишком приятную, но действенную процедуру — съездить на разведку в нужное место и засечь время. В этом случае Вы узнаете, сколько Вам реально потребуется времени в день “икс”. Смело накидывайте полчаса. Вот Вам и запас.

Время отдыхать
Да-да, все, о чем говорилось выше, лучше делать не в последний перед собеседованием день. Если час “икс” — завтра, посвятите сегодняшний день отдыху и “чистке” перьев. Только не надо понимать отдых, как принятие вечером, а потом и утром ста граммов или бутылочки пива, что называется, для храбрости. Ничем хорошим это не кончится. Один раз мне пришлось беседовать с одним журналистом, который хотел сотрудничать с нашей газетой. Он был в крайне жизнерадостном настроении, но это было вызвано отнюдь не перспективой работать по специальности. Понятное дело, что поговорила я с ним от силы минуту. А потом посоветовала никогда в будущем не ставить под угрозу возможность получить работу только потому, что на улице жарко, а пиво хорошо утоляет жажду…
Как уже говорилось выше, приведите себя в порядок — примите душ, отдохните, не забудьте и “о красе ногтей” (последнее особенно актуально для лиц мужского пола). По поводу внешнего вида можно сказать еще кое-что — НЕ стоит накануне собеседования стричься в парикмахерской, покупать абсолютно новый наряд, а главное, новые ботинки. И в том, и в другом случае можно сильно опростоволоситься. Лучше просто аккуратно уложите волосы и наденьте чистую, удобную одежду и обувь. Оптимальный вариант и для женщин, и для мужчин — все же так называемый европейский костюм (как бы Вы к нему не относились).
Да, несколько слов в связи с новыми веяниями: идя на собеседование, отключите мобильный телефон. Звонок в неурочное время — дурной тон, а если это случится во время собеседования, ни одному интервьюеру это не понравится.
Все собрано, в запасе много времени, Вы выглядите на все “сто”.
Посидим на дорожку, последний взгляд в зеркало — и вперед, к своему часу “икс”. Удачи!