Бедность как проблема для работающих в Украине. Система льгот не работает

Проблема бедности


бедность? В настоящее время в Украине сложилась вообще уникальная ситуация: бедность является проблемой и для работающих. По состоянию на июнь 2008 года 814 тыс. граждан Украины была начислена зарплата ниже минимальной, установленной законодательством. На таких категориях граждан необходимо сосредоточить особое внимание. Недавно одна из политических сил все же добилась, чтобы в новом бюджете минимальная заработная плата была приравнена к минимальному прожиточному минимуму. Но Кабмин не сможет с 1 января обеспечить норму приведения размера минимальной зарплаты к прожиточному минимуму, так как в стране нет для этого средств.

Проблема бедности - это очень актуальная тема сегодня. Сложная экономическая ситуация в нашей стране влияет на стремительное снижения уровня жизни. По критериям бедности Всемирного банка на сегодняшний день 70% украинцев живут за чертой бедности. Большинство украинцев в среднем тратят на продукты питания более половины своего заработка, при этом, согласно европейским нормам, обеспеченными можно считать граждан, которые тратят на еду менее 20% своего месячного бюджета. Поэтому резкое подорожание продуктов за последние месяцы сильно ударило по карманам простых украинцев. В данной ситуации людям не хватает даже на самое необходимое, если учесть расходы на питание и на платежи по коммунальным услугам, то получается, что денег и вовсе не остается.

Необходимо принципиально изменить действующую систему льгот. Существование развитой системы льгот (в налогообложении, в оплате целого ряда услуг и т. п.) представляет собой одну из болевых точек нынешней социальной политики. Сторонники ее сохранения подчеркивают, что во многих странах военнослужащим, к примеру, кроме зарплаты, предоставляется целый ряд льгот. Но, во-первых, соответствующая отрасль возмещает убытки, которые могли бы понести из-за этого, скажем, транспортники. То есть фактически происходит перераспределение средств отрасли между прямыми и косвенными расходами на оплату труда. Во-вторых, и стоимость, и объемы использования этих льгот четко определены. У нас же и убытков отрасль не возмещает, и стоимость предоставленных льгот никто не считает. При этом не стремятся к наведению порядка с учетом использованных (а не просто продекларированных) льгот, прежде всего, те структуры, которые их предоставляют.

Ныне в украинском законодательстве предусмотрено девять видов многоразовых и четыре вида одноразовых льгот. Часть их должна обеспечивать определенные привилегии лицам, и без того имеющим достаточные средства к существованию, а часть направлена на социальную поддержку ущемленных слоев населения. Наиболее распространены льготы на оплату проезда в городском и пригородном пассажирском транспорте, право, на которое имеет треть населения страны, право на льготный проезд в междугородном транспорте (имеют 13% населения). В отличие от этого льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг использует 94% имеющих на них право (примерно в% населения, а с учетом членов семей — 14%). Вообще лишь 43% населения использует свое право на те или иные льготы, причем их удельный вес значительно выше среди более состоятельных слоев.

Более 70% получателей льгот — вполне обеспеченные по украинским стандартам люди. Например, среди пользователей льготами на оплату жилищно-коммунальных услуг доля небедных достигает 77%.
Подводя итоги, хотелось бы подчеркнуть необходимость минимизации льгот и замены их денежными выплатами. Кроме всего прочего, льгота ограничивает право выбора, например, пенсионера между проездом на трамвае и покупкой каких-либо товаров или оплатой услуг.
Те же льготы, которые будут сохранены, необходимо учитывать. Так, одним из направлений упорядочения компенсаций транспортникам за бесплатный проезд пенсионеров может стать выдача каждому пенсионеру определенного количества талонов на проезд, отличающихся от общих (чтобы предотвратить их использование другими гражданами). Такие талоны должны сдаваться водителю или кондуктору при проезде, попадая на транспортное предприятие. Только по фактической стоимости предъявленных талонов и должна осуществляться бюджетная компенсация затраченных средств этому предприятию.

Проблема бедности в Украине Система социальной поддержки уязвимых слоев населения должна быть ориентирована на действительно нуждающихся. Необходимо, чтобы парламентарии наконец преодолели свою «стыдливость» и назвали бедность бедностью. За этим должно последовать утверждение официальных критериев и порогов бедности, разработка механизма государственной поддержки бедных слоев общества.
Самые высокие уровни бедности характерны для юго-восточных областей, где меньше распространены самозанятость и временная трудовая миграция, то есть там, где население хуже адаптировалось к новым социально-экономическим условиям. Несколько лучше ситуация в областях с относительно высоким развитием незарегистрированного сектора экономики, включая личное подсобное хозяйство.

C целью решения проблемы бедности в Украине, в первую очередь, нужно срочно простимулировать внутренний спрос. Страна, в которой производятся и потребляются блага, менее сильно пострадает от кризиса. А для этого хотя бы нужно не прекращать выплаты по зарплате, социальные и другие выплаты, другими словами, чтобы у населения были деньги, которые они смогли бы тратить на продукты и услуги. Это, в свою очередь, будет стимулировать производство благ, тем самым позволяя сохранять рабочие места. Далее необходимо больше внимания уделять трудоустройству с помощью государственной службы занятости на свободные и вновь созданные рабочие места, также привлекать безработных к оплачиваемым общественным работам. Все мероприятия нужно проводить достаточно быстро и эффективно, иначе столь большие вливания денежных средств в экономику станы окажутся напрасными и не приведут к желаемым результатам.