Бизнес как военные действия

Бизнес как военные действия Человеку свойственно ненавидеть. Для самоопределения и мотивации людям нужны враги: конкуренты в бизнесе, соперники в достижениях, оппоненты в политике, - писал Сэмюэль Хантингтон в своем трактате Столкновение цивилизаций. Собственно, идеей о том, что бизнес напоминает военные действия, вряд ли кого-то можно удивить.

Но, несмотря на изрядную потрепанность подобных умозаключений, и по сей день Coca-Cola вынуждена следить за действиями Pepsi-Cola, Kodak соперничает с Fuji, а Google активно мешает жить Microsoft. Однако азарт, с которым сотрудники этих компаний борются с конкурентами, заставляет полагать, что дело тут не только в желании завладеть миром. Вполне возможно, что одним из истоков подобной ситуации становится формирование особого, замешенного на чувстве причастности к своим и презрении к чужим, корпоративного духа.

Сказки о войне

Если лень - это двигатель прогресса, то соперничество - двигатель бизнеса. Это стимул для развития. И потому я не вижу ничего плохого в том, чтобы формировать у сотрудников чувство соперничества по отношению к конкурентам. Несомненно, это делает команду более сплоченной и более сильной, - убежден Сергей Задорожный, директор ООО Атолл-люкс.

Да и немудрено: ведь во все времена человеку было свойственно делить мир на своих и чужих. Небывалый подъем духа и патриотизма отмечался у народов в периоды войн и прочих напастей. Необходимость объединиться, забыть о внутренних противоречиях, чтобы противостоять внешнему врагу, заложена в наших генах. Что с успехом используется диктаторами самых разных рангов - от предводителей наций до мелких предпринимателей, пытающихся этим простым, проверенным и весьма действенным способом наладить процесс тим-билдинга.

Несомненно, этот способ базируется на манипулятивных технологиях, основанных на мифологическом мышлении, на эмоциональном, а не рациональном восприятии действительности. И миф, который заставлял идти вперед воинов Александра Македонского или Чингисхана, по своей сути мало чем отличался от мифологического антуража Второй мировой войны, чеченских или иракских событий. Потому как каждая новая война преподносится как борьба между добром и злом.

Миф, который культивируется в бизнес-структурах, использующих этот прием для командообразования, надежно программирует образ мышления сотрудников, тем более что основан он на глубинных механизмах. Согласно теории Рея Иммельмана структуры любых организаций напоминают племена, основной закон которых - служи своему племени, защищай его и ненавидь врага. Соперничество, безусловно, объединяет, мобилизует, мотивирует, повышает лояльность, - считает Виталий Михайлов, руководитель рекрутинговой компании WORLD STAFF. - Особенно хорошо это заметно в деловых играх. Даже банальная игра в футбол между командами различных компаний или подразделений одной организации позволяет почувствовать этот дух соперничества. Да и, пожалуй, каждому менеджеру хоть раз в жизни приходилось видеть флипчарт, где достижения родной компании противопоставлялись успехам конкурентов.

Впрочем, говорить о том, что подобные мероприятия во всех случаях носят системный, продуманный и хорошо организованный характер, говорить не приходится. Чаще всего речь идет о параноидальных наклонностях первых лиц компании, чем о продуманной системе влияния на коллектив с помощью средств психологического воздействия, - уверен Олег Асмолов, психолог Центра психологического консультирования Фактор. - Тем не менее гораздо хуже, когда такой нездоровый энтузиазм направлен на поиск врага внутреннего. Это действительно разрушает структуру изнутри. В то время как поиск внешнего врага действительно позволяет пусть временно, но решить определенные управленческие задачи. Например, осуществить идеологическую подмену - объединить людей не общими целями, а наличием общего соперника.