Странный рынок надомного труда в России

Сфера работы на дому

Странный рынок надомного труда в России

Ночь. За окном ни души, только изредка проносятся по улице фуры да ночные такси. На маленькой кухне горит свет, тихонько строчит оверлок. Маша шьет холщовые мешочки нестандартной формы, а ее муж Миша складывает их в аккуратную стопку и кроит новые заготовки.

Маша и Миша — вовсе не герои детского логопедического упражнения. Они обычные российские надомники. За 15 лет нового русского капитализма из таких вот ночных «халтур» выросло несколько сотен успешных бизнесов в России. У Маши и Миши тоже есть шанс. Но пока они работают на «дядю», который неплохо зарабатывает, используя дешевый надомный труд. Между прочим, вполне легально.

Рынок надомного труда в России — странный. Одни говорят, что его и нет вовсе. Дескать, машины давно заменили ручной труд. Тем временем другие без лишнего шума зарабатывают на посредничестве, продавая услуги надомников оптом. Значит, рынок все–таки есть?

рынок надомного труда в России

Основы этого рынка были заложены «цеховиками» еще в период развитого социализма. Борьба за мир во всем мире не позволяла одеть всех граждан в джинсы, а граждане хотели разгуливать именно в них. Вот и трещали по всей стране швейные машины в патриотическом порыве догнать и перегнать Levi’s и Wrangler по объемам производства. Сегодня рынок надомников существенно изменился, но не исчез. Мало того, для некоторых предпринимателей эта «невидимая» рабочая сила — один из основных производственных активов.

Мелко для крупного

Среди объявлений о работе на дому в Интернет да в специализированных изданиях, пытающихся решить проблему занятости, редко встретишь что–нибудь действительно стоящее. Чаще всего попадается всякий хлам: «Работа на дому. Возможность заработка до 24 000 рублей в месяц, специальных навыков не требуется». Подозрительно неконкретно. Это кого же с такой рекламой привлекают оптовые торговцы надомной рабочей силой?

Полдня звоним по указанным номерам, пытаясь поставить себя на место надомников. Чаще всего механическим голосом автоответчик приглашает соискателей прийти на встречу с представителями фирмы в каком–то заштатном доме культуры. Зажигательно, что и говорить! Чем заканчиваются подобные встречи в ДК, известно, кажется, уже всем. Мошенники собирают залог за «материалы», обещают реализовать конечную продукцию, а потом исчезают с деньгами навсегда. Обзвонив с десяток таких работодателей, понимаешь: похоже, единственная вакансия, которая мелькает в рекламных модулях и на «кадровых» сайтах с завидной регулярностью и не является «спамом» или приглашением на «развод», это «диспетчер на домашнем телефоне».

Услуга в самом деле ходовая, тем более что для небольших предприятий это реальный способ снизить затраты. Диспетчер на телефоне — как правило, женщина. Трудится дома, принимает звонки, сортирует корреспонденцию, отправляет факсы и электронную почту. От соискателей требуется только наличие прямого телефонного номера и компьютера, реже — факса. Сервисные компании (в том числе небольшие автомастерские), интернет–магазины второго–третьего эшелонов, торговые структуры, реализующие товары со склада (мебель, холодильники), используют «надомных» телефонисток для приема заказов и переадресации звонков.

Впрочем, есть еще и ниша исходящих звонков — для «обзвона» надомниц частенько используют агентства недвижимости и компании, организующие семинары и тренинги. С домашнего телефона актуализируют базы данных, проводят опросы, продают. Предприниматели готовы поручать рутинную работу людям со скромными запросами, приятным голосом и запасом свободного времени, готовым трудиться, не выходя из дому, за 200 долларов в месяц.

— У меня секретарем работает девушка–инвалид из Нижнего Новгорода. Принимает звонки, переадресует заказы, которые приходят на наш электронный адрес, — говорит Владислав Труд, владелец марки Hand Band. — В конце концов, сейчас неважно, в каком городе ты находишься!

Все верно. Главное, чтобы «колесо» бизнеса крутилось, а система — работала.

На заре 90–х практика использования телефонисток–надомниц была весьма распространена среди быстрорастущих компаний. Всем нужно было наращивать продажи, набирать заказы, как–то рекламироваться. В условиях дефицита времени, денег и помещений «надомницы» в буквальном смысле двигали бизнес. И пока в одних квартирах телефонистки не выпускали из рук трубку, где–то по соседству другие отшивали в промышленных объемах рукавицы, шапочки для бани и куртки, клеили конверты и раскладывали по папкам с презентационными материалами прайс–листы. А чуть ли не половина Сибири лепила на кухнях пельмени.

Но бизнес рос. Предприниматели и предприятия становились более солидными — обзаводились собственными пельменными цехами, дорогостоящим оборудованием, секретариатом и даже call–центрами. Еще три года назад в штате отдела телемаркетинга компании «Гарант» удаленно, то есть на дому, трудилось 50 работниц. А сегодня все работают в офисе. «Надомный вариант — это скорее исключение, — утверждает Андрей Попов, руководитель отдела продаж компании. — Так легче контролировать процесс. Да и, поймите, речь идет ведь и об оперативности. В компании существуют определенные правила передачи заказов. И если бы сотрудница работала дома, то информация поступала бы к нам дольше. А так — все автоматизировано, срок от обработки заказа до выезда к клиенту сокращен до минимума».

надомный труд

— В использовании надомного труда сегодня необходимости нет. Да, иногда программисты и менеджеры высокого уровня берут отпуск, например, по уходу за ребенком, и тогда мы создаем им условия, чтобы они не «выпадали из обоймы». Но в целом такая практика не особенно приветствуется, — признает Андрей Кандов, заместитель генерального директора компании «Консультант-плюс». «Когда–то мы тоже давали подряды надомникам, которые шили рукавицы. Но затем появился цех, да и ассортиментная политика изменилась — изделия стали высокотехнологичными», — добавляет старший вице-президент Ассоциации предприятий текстильной и легкой промышленности «Восток–Сервис» Евгений Шувалов. Сегодня средний и крупный бизнес редко прибегает к помощи надомников. Несолидно как–то. Неинтересно. Да и не вписываются разбросанные в хаотичном порядке по городу, а то и по всей стране, исполнители в стройную бизнес-систему!

И все же. Малый бизнес неквалифицированной надомной силой активно пользуется и по сей день. Иной раз потому, что другого выхода просто нет.
    Раздел:  Домашний бизнес. Работа на дому