Формирование рыночных механизмов хозяйствования сопровождается обострением проблем на рынке труда, что объективно требует организации государственного регулирования рынков рабочей силы и рабочих мест на макро-, мезо- и микроуровнях. Регулирующая функция государства состоит в том, чтобы сблизить спрос на рабочую силу со стороны работодателей и предложение трудоспособного населения, причем не только количественно и с определенными качественными характеристиками, но и во времени и пространстве. В силу того, что условия формирования рынка труда имеют значительные региональные особенности, возникает необходимость организации государственного регулирования рынка труда на региональном уровне. Формирование рынка рабочей силы на уровне региона определяется рядом факторов: 1) наличие в регионе исходной численности трудоспособного населения; 2) демографические условия в регионе и характер пополнения трудоспособного населения (естественный источник – расширенное, простое, суженное воспроизводство; миграционный фактор); 3) соотношение фонда жизненных средств и денежных доходов работников, пенсий, сложившееся в регионе. Этот показатель во многом влияет на мотивацию труда пенсионеров и женщин, имеющих детей; 4) региональные социально-экономические условия развития качества рабочей силы. Формирование рынка рабочих мест на региональном уровне определяется следующими условиями и факторами: 1) сложившаяся совокупность рабочих мест в регионе; 2) воспроизводственная структура региона, его инвестиционный потенциал, степень восприимчивости к нововведениям; 3) степень проявления в регионе структурных сдвигов и циклических колебаний. Одной из острых проблем рынка труда выступает безработица. Помимо открытой формы безработицы в стране в значительных масштабах наблюдается скрытая ее форма. Надо отметить, что данные по официальной и скрытой безработице нельзя считать полностью достоверными, т. к. часть из этих лиц прибегает к самозанятости или неофициальному найму на работу в сферах торговли, обслуживания. Положение усугубляется тем, что зачастую высококвалифицированные работники вынуждены заниматься неквалифицированным трудом, что снижает их профессиональную квалификацию. Происходит “социальная миграция” рабочей силы, “перекачка мозгов” из наукоемких отраслей в коммерцию. Неэффективная занятость в конечном итоге отрицательно сказывается на всех экономических показателях. Одним из серьезных направлений по смягчению негативных последствий безработицы является работа региональных и местных служб занятости. На них возлагается не только регистрация безработных, помощь в поисках работы, выплата пособий по безработице (размеры которого должны устанавливаться самими регионами в зависимости от местных условий), но и работа по повышению квалификации рабочей силы, помощь в освоении новой специальности. Снижение уровня безработицы, смягчение ее негативных воздействий возможно путем согласованных мероприятий как на федеративном, так и на региональном и местном уровнях. Регион – открытая воспроизводственная система. На формирование рынка рабочей силы региона во многом оказывают влияние миграционные процессы (как внутрирегиональные, так и межрегиональные). Социально-экономические изменения, происходящие в регионах России, обусловили необходимость выработки новой государственной стратегии регионального развития Российской Федерации, главной задачей которой является – сохранение страны как единого федеративного государства. Необходимым условием является согласование интересов государства, регионов и местного самоуправления. Важнейшей составной частью разработок по экономической стратегии и политики многих западных стран и международных организаций являются региональные исследования социально-экономических процессов с учетом степени различий уровня экономического развития, структуры хозяйства, потенциальных возможностей для дальнейшего развития регионов. Формируются общие решения по совершенствованию хозяйственного механизма. Такая практика, получившая название “гармонизации условий хозяйственной деятельности”, актуальна и для России.
SeminarProf