Как распределение ролей в команде влияет на успех общего дела
Удачно созданная или самопроизвольно сформировавшаяся команда из совместимых, уважающих друг друга специалистов в процессе совместной работы и неформального общения достаточно быстро превращается в сплоченный жизнеспособный коллектив с общей целевой установкой, единой системой ценностных ориентации, и, как правило, с высоким профессиональным уровнем. В работе, на отдыхе, в совместных неформальных мероприятиях члены команды хорошо узнают друг друга, учатся взаимно уважать и учитывать сильные и слабые стороны каждого. Общеизвестно, что нет двух абсолютно похожих людей. Мы имеем различную внутреннюю энергетику, силу характера, способности и наклонности к различным непрофессиональным видам деятельности, к общению, к искусству и т. п.
Таким образом, в команде постепенно проявляются собственные, признанные всей командой, затейники, умельцы, поэты, «пройдохи» (в хорошем смысле), мыслители. Личностные способности различных членов команды в итоге обретают форму неформального ресурса команды, который она целенаправленно использует в различных ситуациях. Таким образом, в команде возникает, на основе добровольности и общего согласия, неформальное распределение между членами команды различных ролевых функций для решения различных ситуаций в благоприятном для команды направлении.
Для типовых, часто повторяющихся ситуаций в команде складываются стереотипы соответствующих ролевых распределений. Для спонтанных ситуаций команда оперативно определяет наиболее целесообразное ролевое распределение по принципу «у тебя лучше всех это получится».
Выделим три основных типа ролевого распределения в команде — в соответствии со следующими тремя разновидностями наиболее характерных и важных для команды ситуаций:
I тип ситуаций — «Профессиональная деятельность»; II тип ситуаций — «Взаимодействия с внешней средой»; III тип ситуаций — «Решение сложных проблем».
I тип ролевого распределения: «Профессиональная деятельность»
Для этого типа определяющим является место каждого члена команды в технологическом цикле основной профессиональной деятельности (производственной, управленческой, научной, гуманитарной); основные роли здесь вполне очевидны: «организатор-координатор» — как правило, это руководитель команды; «главный специалист» (2—3 чел.) — члены команды наиболее высокой квалификации, выполняющие ключевые операции (процедуры, работы) технологического цикла профессиональной деятельности; «напарник» — (1—2 чел.) члены команды, работающие в связке с «главными специалистами» под их руководством; «завхоз-ремонтник» — член команды, ответственный за снаряжение, оборудование и инвентарь команды; «агент по снабжению» — член команды, наиболее успешно действующий по обеспечению команды всем необходимым.
II тип ролевого распределения: «Взаимодействие с внешней средой»
Здесь ролевые функции определяются всей командой (и только командой!) в соответствии с наиболее выдающимися личностными характеристиками каждого члена команды. Основные роли: «аналитик» — наиболее уравновешенный член команды с системным складом мышления; «переговорщик» — член команды, наиболее искусный из всех в коммуникации, «гений общения»; «скептик» — член команды с критическим складом ума и умением вскрыть все риски различных сценариев действий команды; «лоббист-доставала» — наиболее «пробивной» член команды, который «все может достать», у которого обширные внешние связи; «душа команды» — наиболее эмоциональный и жизнерадостный член команды, его Импульс и Совесть.
III тип ролевого распределения: «Решение сложных проблем»
Здесь также ролевые функции определяются неформально в виде поручений различным членам команды в соответствии с их нестандартными способностями. Основные роли: «генератор» — член команды с наиболее раскрепощенным, образным складом мышления, с высокой образовательной подготовкой и широким кругозором, «генератор идей» с хорошо развитым творческим мышлением; «концептуализатор» — член команды со склонностью и опытом системного анализа, широкого обобщения и перспективного видения; он умеет придать идее «законченный вид», сделать ее привлекательной и понятной не только автору и его соратникам, но и «обычным» людям; «оптимизатор» — член команды, обладающий способностью и навыками выделения критериальных признаков и проведения сопоставительных оценок различных сценариев действий; он умеет сопоставить идею и потребности практики, продумать технологический цикл реализации идеи, оценить риски и последствия, составить общий план совместных действий; «реализатор» — член команды прагматичного и практичного склада мышления с навыками планирования и организации практической деятельности (возможно это — руководитель команды); он умеет практически воплотить идею, организовать все совместные действия, правильно «расставить всех по местам»; «критик» — тот же «скептик» из II типа ролевого распределения.
Важно отметить, что команда может возлагать на своего наиболее выдающегося в личностном плане члена команды не одну, а две и более ролевых функций, что естественно повышает его вес и влияние в команде.
Поскольку II и III типы ролевых распределений являются неформальным ресурсом команды, то внешние установки и рекомендации руководства в этом плане крайне нежелательны, так как могут привести не к консолидации команды, а к ее разобщению и предубежденности против тех членов команды, неформальные ролевые функции которых «навязываются сверху». Тем не менее подбор кандидатов в команду производится руководством (а лучше самим руководителем команды) с учетом их личностных способностей и возможного места в неформальных ролевых распределениях II и III типа.
Вот, на наш взгляд, каким образом распределялись роли в известной команде мушкетеров Александра Дюма (д'Артаньян, Атос, Портос и Арамис):
I. Профессиональная деятельность
1. «Организатор-координатор» — Атос 2. «Главный специалист» — все четверо в равной степени 3. «Напарник» — все четверо в равной степени 4. «Завхоз» — Портос 5. «Агент по снабжению» — д'Артаньян
Как видно, Винни-Пух совмещает одновременно несколько функций, что делает его незаменимым членом команды.
Татьяна Михайловна Грабенко
elitarium/
Человеческий капитал: как измерить и увеличить его стоимость
отношение стоимости человеческого капитала компании к ее собственным средствам, вознаграждая ростом рыночной стоимости за сервис и технологии те компании, которые превосходят свою балансовую стоимость во много раз
Формирование команды управления для средних и крупных фирм
На него возлагается правовое обеспечение системы управления и бизнеса холдинга, включая вопросы охраны интеллектуальной собственности или, например, регулирование трудовых отношений в холдинге