Бизнес на производстве сухих завтраков. Технологический процесс, рецептура мюсли

Сухие завтраки

Технология производства сухих завтраков не проста, в ходе производства хлопьев каждое зернышко претерпевает воздействие нескольких технологических процедур.

Качество конечного продукта напрямую зависит не только от качества исходного сырья, но и от точного соблюдения установленных параметров технологического процесса. Основной технологический процесс подготовки фруктовой рассыпки — сушка предварительно помытых и нарезанных плодов.

Зерно дополнительно пропаривают, предварительно варят, сплющивают, вспучивают, экструдируют и т.п. Один из наиболее эффективных способов подготовки — вспучивание. Увлажненное зерно быстро подогревают при помощи либо токов высокой частоты, либо мощного потока инфракрасного излучения. Вспучивание происходит также при резком перепаде давления от высокого к нормальному или даже чрезвычайно низкому.

При разработке рецептуры мюсли особое внимание следует уделить вкусовой согласованности отдельных компонентов. Например, гречневые хлопья и арахис искажают вкус других компонентов. Арахис в 5-6 раз дешевле грецких и лесных орехов, поэтому его часто используют в недорогих сортах мюсли. Однако идти по пути удешевления рецептуры нужно осторожно, чтобы не отпугнуть потребителя непривычным вкусом.

С ускорением темпа жизни люди стремятся поддерживать здоровый образ жизни и, соответственно, правильно питаться. На новую тенденцию правильно отреагировал бизнес, акцентируя внимание потребителей на том, что мюсли – это качественный продукт, необходимый для здорового питания. А это значит, что производство сухих завтраков и дальше будет развиваться и на этом можно заработать немалые деньги.

Производство сухих завтраков

Мюсли — смесь зерен (хлопьев) пшеницы, ржи или овса и различных вкусовых добавок. В зависимости от возможностей производителя мюсли могут содержать самые разнообразные сочетания зерновых, “приправленных” сушеными фруктами, медом, шоколадом, орехами и др. Перед употреблением мюсли заливают молоком, кефиром, йогуртом, компотом или фруктовым соком.

Кранчи — разновидность мюсли (хрустящие мюсли), т.е. запеченные смеси зерна и фруктов. Употребляются в сухом виде.

Инвестиции в организацию производства:

- технологическое оборудование – 150-200 тыс. долл.;

- оборотный капитал – 30-50 тыс. долл.;

- плановая рентабельность – 20%.

С целью экономии средств помещение под производство можно арендовать на заводе продтоваров. Или же, если производство планируется как долгосрочный проект, строить новое здание. Но при втором варианте необходимо хорошо изучить конкурентную среду. Для размещения оборудования потребуется 300-350 кв.м производственных площадей. Стоимость аренды – 3-5 долл. за квадратный метр.

Для обслуживания технологической линии по производству мюсли потребуется 6 чел. Еще столько же – для участка по производству фруктовых добавок. Необходим один технолог. Платить рабочим – 200-250 долл. в месяц. Технологу – 400-500 долл.

Производить сухие завтраки необходимо по своим разработанным технологическим условиям, утверждая их в собственных инстанциях. Потребуются разрешения санепидемстанции и пожарной охраны.

Важными факторами конкурентоспособности являются качество сырья и дизайн упаковки. Особых проблем с поставками сырья отечественные производители сегодня не испытывают. Крупные комбинаты хлебопродуктов предлагают достаточное количество злаковых хлопьев. Купить импортные фруктовые добавки — ананас, папайю, банановые чипсы тоже — не проблема, но цены намного дороже. Поэтому отечественные производители предпочитают добавки из местных фруктов и ягод (клубника, малина, чернослив).

Отечественное оборудование для производства сухих завтраков (производителей: “Прома”, НПО “Росс” (г.Харьков), ООО “Тронка-Агротех” (г.Киев)) является универсальным, т.е способным производить хлопья, кукурузные палочки, подушечки и т.д. Специализированный комплект оборудования для изготовления овсяных хлопьев “Геркулес” производительностью 1000 кг/ч стоит 110 тыс. долл.

Для розничной торговли и дистрибуторских компаний сухие завтраки — не самый доходный товар. Крупные розничные сети не берут больше, чем могут продать. Коробки готовых завтраков занимают на полке много места, а торговая наценка и оборачиваемость у них не слишком высокие. Например, шоколад приносит супермаркету гораздо больший доход. Поэтому супермаркеты, где продается более 80% готовых завтраков, стараются оптимизировать заполнение своих прилавков. «В борьбе за «полки» основными конкурентами являются крупные международные компании, которые стараются максимально укрепить свои позиции. Они располагают большими ресурсами, а широкий ассортимент в других товарных категориях позволяет получить значительные средства на продвижение сухих завтраков. Если проанализировать продажи и окупаемость тех средств, которые эти компании инвестируют в мюсли, то суммы, затраченные на продвижение самого продукта, будут в сто крат больше чем фактическая прибыль от его реализации. Скорее, это маркетинг на будущее, когда ТМ столбит за собой место и вбивает большие суммы на перспективу.

В первую очередь необходимо сразу зарегистрировать торговую марку, без этого продвижение продукта невозможно. Во- вторых, следует выстроить эффективную систему сбыта, максимально охватив розничную сеть. Для того чтобы войти в крупные ритейлерские сети, понадобится заплатить вступительный взнос. И только после того, как продукция будет по максимуму представлена в торговых сетях, стоит планировать имиджевую рекламу и промоакции по завоеванию лояльности покупателей. Рекламная кампания средней интенсивности обойдется производителю в $1-2 тыс. в месяц.

>