Зарубежное и отечественное обучение

Зарубежное и отечественное обучение Американская система обучения ориентирована на прикладной характер. Она нацелена на то, чтобы выпускать специалистов, удовлетворяющих насущным потребностям рынка. Поэтому в основе обучения американских студентов лежит узкая специализация. К примеру, вы получаете профессию журналиста.

Одновременно у вас идет узкая специализация, скажем, военное дело. Получая диплом, выпускник уже имеет действительно узкоспециальные знания в своей профессии. При этом вузы тесно сотрудничают с компаниями, стажировкам уделяется самое пристальное внимание, у будущего специалиста непременно имеется наставник.

В целом, я сторонник американской системы образования – ее организация мне представляется оптимальной. Что касается Европы (Германия, Франция, Австрия и другие страны), то там и сегодня сильны академические традиции.

Система образования этих стран включает изучение большого числа теоретических дисциплин, прикладным наукам уделяется гораздо меньше внимания, меньше учитываются потребности рынка. Хотя, например, во Франции уже сегодня все сильнее чувствуется влияние американской системы образования.

В этой стране существуют классические университеты (чаще гуманитарного профиля), а также «Большие школы» (фактически – отдельные элитные вузы, чаще технического направления). Попасть туда труднее, чем в другие учебные заведения, поскольку они ориентированы на потребности рынка и уделяют большое внимание прикладным наукам.

За рубежом очень хорошо развита вспомогательная инфраструктура, там существуют различные центры, курсы. Специалисты этих организаций сами обращаются к студентам, оказывают им академическое, карьерное, психологическое консультирование. В итоге – специалист, подготовленный за рубежом, более приспособлен к реалиям рынка. Начиная работать, он на деле уже обладает специальными знаниями в своей профессии.

Характерной чертой отечественного образования является отсутствие узкой специализации, слишком широкий объем теоретической подготовки. Если наши вузы готовят менеджеров, то у последних, как правило, нет четкой направленности образования – получается, что выпускаются, в основном, специалисты широкого профиля.

В наших вузах студент довольно пассивен, инертен, поскольку за него уже многое решается на кафедре, в деканате, а молодой специалист вынужден многое в освоении специальности наверстывать на работе.