Бизнес-процессы в компании

Бизнес-процессы в компании Чтобы у подчиненного появилось желание улучшить положение дел, необходимо, чтобы человек почувствовал, что его готовы выслушать. Либо принять во внимание объяснения и прийти к обоюдно приемлемому решению о сроках и способах исправления ошибок, - рассказывает Дина Самохина. - При этом очень важно объективно оценить, насколько результаты его работы могут зависеть от того, как отстроены бизнес-процессы в компании.

Аналогичной точки зрения придерживается и Виталий Матусевич, HR-консультант: Необходимо разрабатывать превентивные меры, гармонично включенные в отлаженную бизнес-систему. То есть не нужно критиковать инженера-неумеху, которого взял на работу неквалифицированный эйчар, потому что в компании отсутствуют принципы отбора, не разработана система обучения, задания сформулированы расплывчато, критерии оценки работы не ясны.

Но если необходимо указать на недостатки в работе, то, критикуя подчиненного, самое главное помнить - негативно оценивать можно только действия, а не самого человека. Нужно выяснить его точку зрения на происходящее и предложить поразмыслить над способами решения проблемы, - считает Андрей Качута.

Также немаловажно, чтобы сотрудник был готов к восприятию замечаний. Для этого можно воспользоваться стандартным приемом - похвалой. Всего несколько хороших слов, отмечающих позитивные моменты в работе проштрафившегося сотрудника, могут сделать чудо. Человек будет готов воспринимать дальнейший разговор адекватно, - советует Олег Рогман.

При этом не стоит откладывать проблемный разговор на потом. Большинство проблем имеют тенденцию накапливаться и усугубляться. И лучше не доводить дело до момента, когда груз недовольства окончательно задавит все здравые мысли по поводу выхода из сложившейся неприятной ситуации, - отметила Дина Самохина.

Впрочем, как считают наши эксперты, есть сотрудники, к которым не следует подходить с общими мерками. Особое отношение следует выработать к новичкам. Ведь на процесс адаптации в компании, в зависимости от специфики деятельности и корпоративной культуры, может уйти до полугода.

Месть травоядных

Впрочем, бывает, что неправильная критика преследует вполне определенные цели. Ханс Лейман, шведский медик и психолог, проведя исследование психологического террора по выживанию неугодного сотрудника с рабочего места, окрестил это явление моббингом. Он выделил около 45 характерных его признаков. Ключевые из них: утаивание информации, клевета, изоляция, непрекращающаяся критика, высмеивание и т.д.

Причем нередко инициатива по организации моббинга исходит сверху. И тогда ожесточенная и необоснованная критика становится весьма подходящим для этого инструментом.

Многие руководители предпочитают выдавливать неугодного человека вместо того, чтобы открыто обсудить, по каким причинам компания перестала нуждаться в его услугах, - считает Дина Самохина. - Зачастую постоянная критика свидетельствует о том, что от сотрудника ждут заявления об уходе по собственному желанию. Но придирки начальства могут быть вызваны и другими причинами, за которыми кроется, например, субъективная неприязнь.

Еще один вариант проблемного поведения возникает, если руководитель по своей природе склонен к манипуляциям, излишне импульсивен, несдержан, болезненно самолюбив. Унижая других, он повышает свою самооценку. Но, не вдаваясь в рассуждения о причинах подобных явлений, стоит отметить - такая обратная связь деструктивна. Ведь первоначальное раздражение и внутреннее сопротивление несправедливым обвинениям со временем перерастают у сотрудников в полное безразличие к результатам своего труда и их оценке. Этот феномен психологи называют выученной беспомощностью. То есть искусственно спровоцированным чувством апатии, которое возникает, если человек не ощущает или перестает ощущать прямую взаимосвязь между своими действиями и их последствиями, усилиями и результатом.

Не все так плохо

Оказывается, отрицательные эмоции тоже приносят пользу человечеству. Ведь в мирное время они возникают, когда наша деятельность не приносит желаемых результатов. И если их не слишком много, они становятся стимулом к поиску новых решений, идей и подходов. Любой конфликт также имеет свои позитивные стороны:

- разрядка напряженности между конфликтующими сторонами;
- сплочение коллектива при противоборстве с внешним врагом;
- стимулирование к изменениям и развитию;
- снятие синдрома покорности у подчиненных;
- получение новой информации и диагностика возможностей оппонентов.