Общение на работе как регулятор отношений

Честный ченч

Любая работа включает в себя общение. И для многих оно играет очень большую роль в качестве регулятора отношений. Механизмы такой регуляции довольно просты, а наши реакции доведены до автоматизма воспитанием и предыдущим жизненным опытом. Дети в песочнице знают: тот, кто дал конфету - друг, а если лопаткой по голове - значит, враг. И строить модель отношений с этими двумя мы будем исходя из этого знания, - уверен Тимур Амулийн. И привел пример из своей психотерапевтической практики. В одной компании, куда сотрудников принимали только после тщательного психологического обследования и тестирования на детекторе лжи, каждому новичку подбирали наставника. Которого ощутимо штрафовали за все просчеты в работе нового сотрудника. Результаты были потрясающими. Новички быстро включались в работу и изо всех сил старались не подвести своего учителя, - рассказал собеседник ВД. При этом, по словам г-на Амулийна, процедура увольнения в этой компании была невероятно сложна психологически. В течение нескольких дней пожелавшего уйти сотрудника ожидал жесткий прессинг, его обрабатывали все, с кем ему приходилось непосредственно контактировать, называли предателем, взывали к совести, обвиняли в неблагодарности и т.д.


Общение на работе как регулятор отношений
Но далеко не все сотрудники оказываются недовольными таким положением вещей. Некоторые из них, отличающиеся конформизмом, вполне неплохо чувствуют себя в офисе, который является средоточием всей их жизни, а работа в компании - единственным ее смыслом. При этом материальная заинтересованность отступает на второй план, ведь она компенсируется чувством общности, защищенности, стабильности, статуса и даже идеей служения вечным ценностям.

Поэтому сотрудники-коллективисты становятся зависимыми от мнения коллег и руководства. А отвержение значимым окружением может стать для такого человека серьезнейшей психологической травмой. Именно этим соображением пользовались знаменитые японские корпорации, разрабатывая принцип пожизненного найма. И в данном случае говорить о жесткой манипуляции не приходится. Ведь такая система отношений больше напоминает брак по расчету - гарантированная материальная стабильность и забота в обмен на верность.

Не хлебом единым

Еще одна крайность - компания, не утруждающая себя выработкой собственной миссии и корпоративных ценностей. В компанию, свободную от корпоративной идеологической составляющей, приходят исключительно за зарплатой или, что реже, учиться. Здесь все честно и понятно: выполняешь объем работы - получаешь деньги, - считает Тимур Амулийн.

Но такой сугубо рациональный подход не затрагивает эмоций, а следовательно, делает сотрудников излишне легкими на подъем, готовыми в любой момент перейти туда, где оклад повыше. Поскольку в таких коллективах нет команды, нет и отношений, которые объединяли бы людей. Как ни крути, но на работе каждый из нас проводит большую часть времени. А поскольку человек - социальное существо, то для него очень важны отношения с окружающими, возможность чувствовать себя частью целого, например, слаженной, открытой к людям организации. Также человеку важно иметь единые цели со своими коллегами, радоваться совместным достижениям, рассчитывать на поддержку со стороны компании-работодателя, - считает Елена Грищук. И советует соблюдать здоровый баланс - рационального и идеологического подходов к формированию команды и эффективной корпоративной культуры.

Признаки тоталитаризма

* Абсолютно все без ума от руководителя. Критиковать начальство - самый страшный из всех корпоративных грехов.
* Посещение корпоративных мероприятий является обязанностью каждого сотрудника.
* На обязательных обучающих семинарах и тренингах личностного роста собственные ценности заменяют ценностями компании. Общественные ценности выдвигаются на первый план.
* У сотрудников формируется трепетное отношение к атрибутике и корпоративному стилю компании.
* Основной метод управления - метод кнута и пряника. Поведение, подходящее для компании, интенсивно подкрепляется. Неодобряемое - поддается коллективному осуждению.
* Основной метод мотивации - миф. Новичкам ставят в пример судьбу основателей компаний, сулят блестящую карьеру со словами у них получилось, значит, и у вас получится.
* Ненормированный рабочий день - жесткая норма. Таким работодателям очень важно, чтобы сотрудники проводили все свое время на работе, включая выходные.