Обзор современных работодателей

Обзор современных работодателей Мы желаем Вам найти себе работу по душе, и надеемся, что наш краткий обзор современных работодателей поможет вам в этом.

Согласно известной теории, жизнь любой организации делится на две большие фазы: рост и старение. Рост включает в себя: вынашивание, младенчество, период быстрого роста, юность, расцвет, стабилизацию. Старение: аристократизм, раннюю бюрократизацию, бюрократизацию и смерть. Каждая из этих стадий имеет характерные особенности, схожие и с человеческим развитием. Поняв, в какой стадии находится избранная Вами компания, Вы сможете прогнозировать и свое будущее. Однако деление на циклы - не единственное, что Вам следует учесть при выборе работодателя. Есть и другие моменты, на которые нужно обратить внимание.

БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ

Сразу скажем, что предлагаемое деление компаний на типы достаточно условно. Современный работодатель включает в себя многие черты. Это как темперамент: то Вы энергичный холерик, то задумчивый меланхолик. Однако систематизировать данные все-таки возможно. Итак, первый тип - это крупные и средние компании. Сегодня они занимают, пожалуй, самый большой сектор экономики, производства и бизнеса. Вот их характерные черты:

Большая численность персонала, часто наличие филиалов и дочерних предприятий в регионах.
"Trade mark" или "brand" фирмы известен широкому кругу потребителей ее товаров или услуг.
Руководители играют если не значительную, то заметную роль в развитии того или иного сектора экономики, имеют наработанные связи в структурах госуправления и бизнеса.
Стратегическая цель - развитие и расширение сферы влияния, получение все большей прибыли.
Принцип управления - достаточно жесткий (нелегко держать под контролем многотысячную армию персонала). Обычно четко выстроена властная вертикаль.
Работать в такой компании чаще всего перспективно. Но и ответственность немалая. Устроиться туда на работу легче, чем принято считать: коллектив огромный, постоянно открываются новые проекты, происходит ротация кадров, а значит, открываются вакансии (зачастую "оптом", а не в "розницу").

Где искать такого работодателя? Службы персонала крупных и средних стабильных компаний часто делают заказ на подбор персонала кадровым агентствам. Кроме того, это объявления на известных Интернет-сайтах и в специализированных изданиях по трудоустройству элитного толка.

Чего Вам следует ожидать:
Плюсы: Шансы на продвижение по служебной лестнице внутри фирмы, соблюдение всех трудовых норм по отношению к вам (крупным работодателям не нужны неприятности), а также стандартная (но весьма широкая) система мотивации (ежегодные или ежеквартальные бонусы, оплачиваемые отпуска, бесплатные обеды, медицинское страхование, социальные льготы (кредиты на покупку жилья и пр.).
Минусы: Жесткие условия при приеме на работу (высокие требования, долгий испытательный срок), не слишком высокая поначалу зарплата (тут вам придется попотеть, чтобы зарекомендовать себя), корпоративная культура западного образца, опять-таки жесткого типа (постоянный контроль, на работе - работай, личные проблемы оставляй за пределами офиса и пр.).

Чего ждут от Вас? Лояльности, верности интересам компании, упорного труда и стабильности.

ТЫ ДА Я, ДА МЫ С ТОБОЙ

К данному типу компаний относятся "свежесозданные", то есть молодые фирмы и малые предприятия. Характерные черты:

Небольшая численность персонала. Часто коллеги - либо друзья, либо родственники, либо земляки.
"Trade mark" и продукция (услуги) практически никому не известны.
Руководители, несомненно, имеют какие-то связи, но они пока немногочисленны. Заметной роли в своем секторе эти люди не играют.
Стратегическая цель - быстро окупить затраты на создание компании, начать получение хорошей прибыли и укрепиться в той нише, которую заняли.
Принцип управления - "семейного" типа. Многие руководители подобного рода компаний страдают от невозможности применить жесткие меры, когда это необходимо: "мы же с ним за одной партой сидели!"
Если Вас пригласили работать в подобного рода компанию, взвесьте все за и против. С одной стороны - горящие глаза и энтузиазм, заманчивые перспективы (возможность карьерного роста вместе с ростом компании). С другой - если что-то пойдет не так, каждый потянет за собой товарища.

Где искать? В большинстве случаев вакансии можно обнаружить Интернете, реже - в кадровых агентствах(молодые компании не всегда готовы оплачивать услугу подбора). Часто реклама размещается в массовых изданиях типа тех, что кладутся в почтовые ящики. Самый же простой способ узнать о рождении новой компании - поспрашивать друзей, родственников и знакомых - может, кто-то открыл "свое дело".

Чего следует ожидать:
Плюсы: Равная ответственность за будущее компании, иногда - полноправное участие в прибылях (если они есть), возможность (если есть попадание "в яблочко") существенно укрепить и улучшить свой материальный и карьерный статус, дружеская, почти семейная форма корпоративной культуры.
Минусы: Главный недостаток новых компаний и малых фирм - это не слишком большая уверенность в завтрашнем дне. Обычно, к сожалению, они действуют по принципу: заработаем сегодня, а завтра посмотрим. Хотя почти любая корпорация-монстр тоже вырастала из маленькой фирмочки... Попробуйте провести собственный маркетинг и вычислить, в перспективное ли дело вы ввязались. Четкая система мотиваций обычно отсутствует: то у всех премии по тысяче долларов и тренинги на Канарских островах, то лапу сосем...

Чего ждут от Вас? Того, что Вы впряжетесь в эту телегу и будете ее честно тянуть вместе со всеми: либо до тех пор, пока она не свалится в канаву, либо пока Вас не выпрягут и не пересадят на "Лексус" последней модели, потому что... "Мы сделали это!"

ВЕРНОСТЬ ТРАДИЦИЯМ

Речь пойдет о государственных предприятиях (или тех, которые по всем признакам государственные, хотя в них уже больше половины частного капитала). Характерные черты:

Численность персонала вариативна - от десятков до тысяч. Немалая часть работников трудятся на своих местах еще с советских времен.
"Trade mark" и "brand" зачастую очень известны. Это вовсю используется в рекламных компаниях как гарантия качества продукции или услуг.
Руководители часто возглавляют свои предприятия десятки лет, срослись с ними, известны многим. Иногда это хорошо, иногда - наоборот.
Стратегическая цель - остаться на плаву, модифицируясь в духе времени. Не гонятся за большими доходами, - в свое время уже все получили.
Принцип управления - традиционный, со многими советскими чертами. Вместо HR-службы - отдел кадров, вместо резюме - автобиографии.
Работа в госструктуре - хорошая школа. Особенно если Вы - молодой специалист или приезжий. Вакансии там всегда есть, и не думайте, что Вас засадят за допотопную ЭВМ - благодаря федеральному бюджету у многих госпредприятий вполне современная материальная база. Сейчас, кстати большой спрос на инженерно-технический персонал, который после работы в госструктурах с удовольствием приглашают на большие оклады в крупные компании - особенно если Вы получили хороший опыт, чего-то достигли.

Где искать? Как и в предыдущем случае, читайте объявления в районных газетах и на дверях предприятия. Однако в последнее время все больше известных госпредприятий использует Интернет для подбора кадров. Иногда они делают заказы и кадровым агентствам.

Чего следует ожидать?
Плюсы: Стабильность, возможность обучения прямо на рабочем месте, повышение своей квалификации, шанс реализовать свои идеи (особенно, если они касаются модернизации работы), а также выигрышная строка в резюме (если компания известная). Корпоративные принципы в госструктурах не менялись годами, однако это не означает "там плохо". У Вас обязательно будет старший наставник, Вам всегда помогут в трудной ситуации. На многих предприятиях сохранились такие приятные вещи, как оплата путевок, грошовые столовые и бесплатный отдых для детей.
Минусы: Ни большой зарплаты, ни головокружительного карьерного роста, ни командировок на пляжи Средиземноморья вам, конечно, не предложат.

Чего от Вас ждут? Уж конечно, не критики. Работайте с широко открытыми глазами, не претендуйте на большие заработки, учитесь и уважайте традиции. Все, в том числе и Ваши руководители, понимают, что их компания - всего лишь надежная и прочная ступень в Вашей дальнейшей карьере.

КОНТОРА НИКАНОРА

Говоря о современных компаниях, нельзя обойти вниманием недобросовестных работодателей, из взаимодействия с которыми вы можете выйти с моральными и материальными потерями. Это и "пирамиды", эра которых вовсе не закатилась во времена "МММ", и всевозможный сетевой маркетинг(MLM), и вполне приличные внешне компании, которые, однако, любят использовать бесплатную рабсилу. Характерные черты:

Численность персонала неизвестна. На собеседованиях ее обычно завышают в сотни раз.
Некий "brand" обычно присутствует, но он либо неизвестен, либо несет в себе уже негативную окраску (как гербалайф).
Реальных руководителей Вам никто не покажет: с Вами будут беседовать специально обученные "промыватели мозгов".
Стратегическая цель - раскинуть довольно прочную сеть в нескольких регионах и выкачать побольше денег, а потом исчезнуть. Или же даром использовать Ваш профессиональный потенциал.
Принцип управления - восторженное зомбирование. Легче всего ему поддаются люди, склонные к внушению. И, конечно, те, которые клюнули на "быстрые деньги".
Справедливости ради нужно отметить, что сетевой маркетинг - это просто один из видов бизнеса. В США, например, он функционирует весьма успешно и не несет в себе негатива. Но в нашей стране по каким-то причинам данный вид не слишком прижился. Хотя есть люди, которые стали богатыми именно благодаря MLM - известные, крупные компании у нас тоже есть. Они работают честно, правда, видоизменяясь в соответствии с нашим менталитетом - например, открывая магазины и рекламируя свои товары. Мы не говорим об этих фирмах - речь идет о тех, чья цель - заманивать в ловушки. Постараемся их избежать.

Как распознать? "Конторы Никанора" не скупятся на рекламу, используя и бесплатные листовки, и газеты, и объявления на заборах, и даже Интернет. В тексте объявлений встречаются выражения: "хотите заработать $1000 в месяц?", "нужны сотрудники в офис", "работа для всех", "образование не требуется", "возраст от 16 до 60" и пр. При этом совершенно непонятно, что за работа имеется в виду. И вам это скажут только при личном собеседовании - так легче "зомбировать".

Чего следует ожидать?
Плюсы: Можете заработать действительно очень хорошие деньги. Но только в том случае, если данный вид бизнеса вам по душе, Вы умеете работать по принципам сетевого маркетинга и применять их в непростых условиях нашей страны. Или если стоите близко к вершине.
Минусы: Если это недобросовестные MLM-щики - готовьтесь проститься с деньгами на закупку никому не нужного товара и с собственным потерянным временем. Если это другого рода фирмы, могут быть варианты: Вас берут на испытательный срок, предлагая мизерную зарплату, затем вытягивают из Вас свежие идеи и говорят "до свидания, испытательного срока Вы не прошли". Или же объявляют конкурс (тендер) на замещении вакансии, для участия в котором вам нужно совершенно бесплатно предоставить некий проект (идею, статью, образец неопубликованных работ и пр.) Естественно, такой "конкурс" Вы не проходите, а плоды вашего труда в дальнейшем активно используются.

Чего ждут от Вас? Того же, чего ждут от мыши, предлагая ей заманчивый бесплатный сыр.