Общие задачи обучения сотрудников

Общие задачи обучения сотрудников С задачей обучения сотрудников сталкиваются многие компании, но решают они ее по-разному. Некоторые со всей серьезностью и основательностью создают корпоративные университеты или учебные центры, другие отправляют сотрудников в тренинговые центры или обучают персонал на местах, используя систему наставничества.

Бесспорно, иногда очное обучение может оказаться самым эффективным или даже единственно возможным. Тем не менее консультанты убеждены, что в некоторых случаях справиться с проблемой бывает проще, применяя систему дистанционного обучения (ДО), или, как сейчас все чаще называют этот метод, e-learning. Прежде всего это касается разветвленных холдингов и крупных компаний. Небольшие компании, заинтересованные в оперативном обучении персонала, могут воспользоваться системой e-learning на условиях аутсорсинга.

Дистанционное обучение востребовано в первую очередь для обучения персонала "конвейерных" позиций в компаниях с большой текучестью персонала. Очень эффективен e-learning при обучении любых офисных работников. Выбор в пользу ДО для массового профессионального обучения сотрудников давно сделали, например, компании финансового сектора - банки, страховые и лизинговые компании. Множество проектов по установке систем ДО осуществлено на транспорте, в энергетической отрасли, телекоммуникационной сфере, автомобилестроении, металлургии, торговле, образовании, медицине и государственных структурах, в том числе ВПК.

Андрей Горемыкин, директор по маркетингу Redlab/Redcenter (ГК "Компьюлинк"): "Популярность технологий e-learning объясняется, с одной стороны, очевидными преимуществами перед очным образованием - возможностью одновременного обучения практически неограниченного количества слушателей, проведения обучения в территориально удаленных центрах, осуществления контроля процесса обучения. А с другой - большей экономической эффективностью. При массовом применении у дистанционного обучения просто нет альтернативы, так как существующая инфраструктура очного обучения - учебные центры, преподаватели, оборудование - просто не обладает требуемой пропускной способностью".

Кроме того, по мнению Анны Лаптевой, руководителя проектов практики корпоративного управления Energy Consulting, та же конкуренция вынуждает компании проводить политику снижения затрат, поэтому массовое обучение сотрудников должно быть максимально экономичным. "Качественно организованное дистанционное обучение является эффективным решением: минимум затрат при сохранении качества учебной информации",- добавляет она.

Разные цели

Прежде чем решиться на внедрение информационной системы дистанционного обучения, любая компания должна четко прояснить по крайне мере две вещи: кого она собирается обучать и чему. "В противном случае,- говорит директор департамента управленческого консалтинга компании IBS Дмитрий Садков,- обучение будет хаотичным: будем учить не тех, кого нужно, и не тому, что нужно".

Определившись с контингентом учащихся и выяснив требования к конкретным специалистам, можно сформулировать и требования к обучающей системе. В идеале, прежде чем приступить к написанию обучающего контента, было бы полезно сначала протестировать сотрудников, на которых рассчитано обучение. Это позволит понять, каких именно знаний им не хватает, чтобы достичь требуемого уровня. Дмитрий Садков: "Важным компонентом системы обучения является система тестирования: если вы не можете померить результаты обучения, оно лишено смысла".

Создание контента учебного курса - наиболее трудоемкий этап в процессе внедрения системы ДО в компании. Впрочем, помочь в этом могут всевозможные системы разработки курсов - как коммерческие, так и бесплатные, с так называемым открытым исходным кодом. Впрочем, по мнению некоторых консультантов, "среди бесплатных хороших не найти".

Собственно, система разработки курсов представляет собой удобную программную оболочку и организована таким образом, что даже незнакомому с программированием человеку процесс создания обучающего контента может доставить удовольствие. Текст можно редактировать по собственному усмотрению, разбивать его на разделы, вставлять иллюстрации.

Логику формирования обучающего курса отслеживает его создатель. За разработку могут взяться и сами консультанты. Андрей Горемыкин: "К нам обращаются по вопросу организации дистанционного обучения, когда компания-заказчик понимает, что средства e-learning для нее наиболее эффективны для решения проблемы подготовки кадров и наиболее экономически выгодны. Инициатором проектов в ряде случаев выступает наша компания. Но многие сами проводят мониторинг рынка, отбирают системы дистанционного обучения по своим критериям".

Впрочем, если перед компанией-заказчиком не стоит задача приобщить своих сотрудников к каким-то специфическим профессиональным знаниям, она может воспользоваться универсальными курсами, которые в дальнейшем можно доработать под собственные нужды. Правда, необходимые части в конечный курс придется собирать по кирпичику. При этом важно понимать отличие системы ДО от мультимедийных курсов, поскольку сама система ДО - это своего рода система управления процессом обучения, ее возможности гораздо шире.

Анна Лаптева: "Зачастую под дистанционным обучением понимается наличие корпоративного учебного портала, где выложена масса информации, по большей части - регламентные документы, которые необходимо знать сотрудникам. И процесс дистанционного обучения превращается в чтение документов, но не в бумажном, а в электронном виде. Чтобы ДО не превратилось в формальность, необходима как качественная разработка учебных программ, включающая элементы интерактивного обучения и тестирования, так и мониторинг процесса дистанционного обучения, его интеграция с другими HR-процессами, такими как наставничество на рабочем месте, оценка результатов деятельности и др. ДО - один из инструментов подготовки квалифицированного персонала и дает максимальный эффект только в комплексе с другими формами обучения и профессионального развития".

По словам Дмитрия Садкова, заказчики часто ошибаются, когда не придают значения таким вещам, как создание внутренней системы компетенций, без которой обучение - просто игрушка. Или пренебрегают созданием контента, полагая, что "главное - поставить систему, а контент какой-нибудь найдется". "Полностью полагаться на систему, не создавая при этом бизнес-единицу, ответственную за обучение,- еще одно распространенное заблуждение. Система сама по себе задачу обучения персонала не решает",- резюмирует он.

Соответственно, роль консультантов при создании обучающей системы на базе e-learning состоит в написании концепции обучения с учетом требований к системе, ее внедрению, настройке, тестированию и интеграции с уже имеющимися в компании информационными системами.