Сопровождение увольняемых сотрудников

Лучше деньгами

Сопровождение увольняемых сотрудников Сопровождение увольняемых сотрудников - услуга, широко распространенная на Западе. У нас в стране она была востребована именно международными компаниями в послекризисных 1998-2000 годах. Сейчас, по отзывам консультантов рекрутинговых агентств, в чей арсенал входит, в частности, услуга аутплейсмента, заказы на нее чаще всего поступают разовые. По словам Люка Джонса, партнера, руководителя департаментов информационных технологий и телекоммуникаций рекрутинговой компании Antal International Russia, с подобными запросами от российских компаний ему сталкиваться не приходилось. "В России компании только расширяются",- объясняет он. Очевидно, новый виток спроса на услугу аутплейсмента следует ждать по мере насыщения различных рынков и усиления конкуренции. "Недавно с запросом на услугу аутплейсмента к нам обратилась крупная американская FMCG-компания, которая в связи с плохими результатами решила сократить топ-менеджеров по всему миру",- замечает Люк Джонс.

"Обращения со стороны компаний-работодателей сейчас носят точечный характер. Например, в прошлом году таких заказов у нас было не более пяти-шести",- согласен Павел Ишанов, управляющий партнер РККА. Старший менеджер консалтинговой группы КОНСОРТ Алиса Ефремова поясняет, что отдельные заказы на аутплейсмент периодически появляются и от российских компаний финансовой сферы - банков и страховых организаций.

Услуги рекрутеров оплачивает компания-работодатель, при этом стоимость аутплейсмента зависит и от того, сотрудников какого уровня предстоит уволить компании, насколько массовым ожидается заказ, будет ли привлекаться коуч, или все будет сделано силами рекрутеров. Тогда и средняя стоимость услуги в пересчете на одного человека может варьироваться от 4,5 тыс. руб. до $500 и выше. По мнению консультантов компании Adecco, явным признаком того, что аутплейсмент может быть использован, является наличие прогрессивно мыслящей команды топ-менеджеров, а также хорошее финансовое состояние компании. Впрочем, в большинстве случаев компании выбирают не комплексный подход, а только элементы аутплейсмента.

Впрочем, аутплейсмент не единственный способ для компании сохранить хотя бы худой мир с увольняемым персоналом. Еще один способ, широко применяемый компаниями, когда речь идет о сокращении линейного персонала,- дополнительное обучение и дальнейшая переквалификация сотрудника с переводом на другую должность или в другое структурное подразделение компании. Так, например, поступают с сотрудниками рабочих специальностей в "Русале". Правда, на такой внутренний перевод они могут и не согласиться, благо предложений на рынке труда сейчас предостаточно.

Многие компании вместо организации различных тренингов для "кандидатов на вылет" предпочитают просто выплачивать сокращаемым сотрудникам суммы, превышающие установленный законодательством размер выходного пособия. Так, например, поступили с работниками, подпавшими под массовые увольнения в "Связьинвесте".

Рекрутеры и специалисты консалтинговых компаний отмечают, что менеджеры высшего и среднего звена далеко не всегда соглашаются на собственное трудоустройство чужими силами, даже если это силы профессионалов из лучших рекрутинговых компаний. Известен случай, когда одному из менеджеров L`Oreal компания предложила услугу аутплейсмента или ее эквивалент в денежном выражении в довесок к выплачиваемому компенсационному пакету. Он выбрал деньги.