Как приобрести профессиональный опыт?

На определенном отрезке жизненного пути проблема приобретения профессионального опыта возникает перед каждым человеком. Среди моих знакомых много состоявшихся профессионалов, людей, освоивших одну или несколько специальностей в совершенстве. Я задала всем одинаковый вопрос: «Как приобретался практический опыт в работе?» И получила разные ответы. Приведу самые интересные из них.

Как приобрести профессиональный опыт?
Моя знакомая Ирина, молодая женщина тридцати лет, освоила несколько специальностей. У нее не было опыта работы, когда она устроилась официанткой в летнее кафе. Ира рассказывает, что ей объяснили основные обязанности, а все скрытые премудрости профессии она освоила самостоятельно. Как? Присматривалась к сотрудникам, выбирала самого сильного специалиста и училась у него. Причем не всегда стремилась к дружбе с этим человеком, а просто наблюдала за ним в работе и делала выводы. Таким же способом Ирина освоила профессию продавца и вскоре стала выполнять обязанности главного администратора магазина.

Еще одна молодая женщина, о которой я хочу рассказать, Анна, имела специальность медицинской сестры. Работа ее не устраивала, и она искала новое, подходящее занятие. Неожиданно помог случай. Анна вместе с подругой отправилась к знакомому косметологу, которая предложила работу на правах стажера, практически без заработной платы. Анна согласилась, а поскольку в косметологии важна практика и наличие «своих» клиентов, стала делать маски женщинам, с которыми на тот момент жила в общежитии. Сегодня Аня не мыслит себя в другой профессии и счастлива, что нашла «свое» дело.

Сын моей подруги, Владислав, учился на социологическом факультете университета. На третьем курсе ему, как лучшему студенту, предложил работу у себя на кафедре преподаватель политологии. Надо заметить, что моя подруга принимала в жизни сына активное участие. Едва Владислав начал работать, она тут же стала давать советы по налаживанию контактов в коллективе, пекла пироги к праздничным корпоративным вечеринкам.

Но Владу больше хотелось заводить новых друзей, чем устанавливать деловые контакты. А сама работа у него находилась где-то в тени, на втором плане. Положение в корне изменилось, когда молодому человеку пришлось уехать в другой город для участия в предвыборной кампании.

Здесь Владислав показал себя на деле: он вполне «тянул» 12-часовой рабочий день, не уставал и был работоспособен даже после нескольких дальних поездок и перелетов. Он почти сразу стал руководить небольшой группой, проводящей социологические опросы и исследования. Молодой человек объяснил успех тем, что ему было интересно применять знания на практике и все решать самостоятельно, без чьей-либо подсказки.

Моя бывшая коллега, Наталья, всегда мечтала профессионально шить. Долгое время она с переменным успехом мастерила что-то для себя и семьи. Однако, несмотря на хорошие выкройки и художественный вкус, вещи выглядели кустарно, не имели профессионального лоска. Когда возникла необходимость сменить профессию, Наталья, ни минуты не задумываясь, все сбережения вложила в покупку японской швейной машинки.

Следующим шагом было приобретение нового пальто, которое моя подруга недрогнувшей рукой распорола, а затем вновь сшила. Эксперимент с вещью, которая стоила недешево, Наталья поставила сознательно: так у нее появился стимул качественно выполнить работу. Сегодня Наташа хорошо зарабатывает, содержит мастерскую по пошиву штор.

Весьма поучительна история приобретения первоначального опыта моего близкого родственника, пожилого теперь человека, который попал на производство, в цех, после окончания вуза. Петр Матвеевич, тогда еще молодой специалист, был принят мастером участка, однако с работой у него не заладилось. Причину трудностей он определил не сразу, но когда понял в чем дело, то отправился к начальнику цеха и написал заявление о переводе на рабочую должность – наладчиком станков.

Полгода Петр Матвеевич трудился, приобретая специальные знания о техническом устройстве станков, пока, наконец, не стал разбираться в том, как функционирует заводское оборудование. После этого ему уже было несложно представить процесс производства в целом и перейти на инженерную работу. На пенсию Петр Матвеевич ушел с должности заместителя министра.