Как создать аптеку с нуля? Аптечный бизнес

При создании аптеки с нуля, вы должны решить, какого типа аптеку вы хотите открыть. Существуют различные форматы от простого аптечного киоска до мини-маркета. Под форматом нужно понимать как внешний вид, планировку и тип помещения, так и ассортимент лекарственных препаратов. Простой киоск может торговать лечебной косметикой, биологически активными добавками, витаминами, около-медицинскими средствами гигиены, и лекарствами, торговля которыми разрешается без рецепта. Если же вы хотите продавать наименования из рецептурного списка, то придется открывать полноценную аптеку или аптечный пункт.

Как создать аптеку с нуля? Аптечный бизнес365275

Аптечный бизнес - заманчивое дело для будущего предпринимателя: потребность в лекарствах не слабее чем в пище или воде, а вот сами лекарства занимают мало места, поэтому аптека требует значительно меньших торговых площадей, чем обычный магазин. Небольшие по размерам, лекарства стоят не меньше, а зачастую гораздо больше, чем любой товар в обычном продуктовом магазине, поэтому торговля лекарствами - очень доходный бизнес.

Вы можете, как купить готовый аптечный бизнес, так и открыть свою аптеку. Средняя цена готового бизнеса - около $150 тыс, а маленький аптечный пункт обойдется в ~$20 тыс. Конечно, вам выбирать, исходя из своего бюджета; впрочем, можно рассмотреть и заемные средства - например, кредит для бизнеса.

Одним из важнейших факторов нормальной работы розничной точки является ее месторасположение. Ведь от него зависит трафик, то есть проходимость клиентов через вашу аптеку. Следовательно, на первый план для удачного месторасположения выходят такие факторы, как близко расположенная станция метро, автобусная остановка, магистраль. Если рядом расположены торговые центры, магазины и прочие места скопления людей - это только увеличит посещаемость вашей аптеки.

Аренда или выкуп.

Вне зависимости от формы торговли и местоположения аптеки помещение для нового бизнеса надо брать в аренду. На выкуп помещения, по крайней мере, в Москве, решаться бесполезно. Сейчас квадратный метр в хорошем месте в Москве стоит около $15 тыс., и за ближайшие пару лет эта цифра вряд ли вырастет в разы. При этом арендные ставки за два года не увеличатся настолько, чтобы приобретение стало выгодным и оправданным.

Оборудование для аптеки включает в себя: холодильное оборудование, шкафы, стеллажи, кассовое оборудование, программное обеспечение.

Разрешительная документация. Для открытия аптеки вам потребуется разрешение СЭС, пожарной инспекции и лицензия на фармацевтическую деятельность. Лицензия оформляется сроком на пять лет, а процесс её оформления занимает 45 дней.

Персонал. Вам потребуется директор аптеки (провизор), бухгалтер, фармацевты и уборщица. Квалифицированных фармацевтов, имеющих высшее или специальное среднее образование, хорошо разбирающихся в огромном ассортименте медицинских препаратов, коммуникабельных и доброжелательных, найти не так-то просто, а от подбора персонала во многом будет зависеть успех вашего предприятия. Поэтому грамотным специалистам и зарплата должна быть установлена соответствующая. Обычно она составляет порядка 20-25 тыс. руб. в месяц.

Ассортимент.

В аптеке должен быть богатый ассортимент товаров. Необходимо предложить как новейшие зарубежные разработки, так и старые добрые отечественные препараты - спрос на отечественные медикаменты и парафармацевтическую продукцию остается довольно высоким. Они дешевле своих зарубежных аналогов, кроме того, люди просто привыкли к ним.

Кроме того, наряду с лекарственными препаратами, можно и нужно ввести в продажу различную парафармацевтическую продукцию - пищевые добавки, детское и диетическое питание; травяные сборы, подгузники, лечебное бельё, минеральную воду, средства по уходу за кожей, волосами, оптику и так далее.

Дело в том, на ряд лекарственного ассортимента - а это ни много ни мало почти 2 тысячи наименований, законодательно ограничена наценка. И ориентируясь на реализацию только их, Вы ставите своё предприятие на грань прибыльности, за которой начинается уже банкротство… Цены же на вышеперечисленный ассортимент товаров ограничены только двумя факторами: Вашей фантазией и ценами конкурентов.

Ассортимент Вам придется закупать у разных дистрибуторов, так как "дырки" на складе есть даже у самого авторитетного из них. И с каждым надо договариваться, строить отношения - определять скидки и форму оплаты за товар. У оптовой компании своя внутренняя градация клиентов и политика работы с каждым из них - крупной аптечной сети дадут скидку 20% и отсрочку платежа за поставленный товар, а мелкому киоску скидки "положено" всего 2%, а деньги за товар потребуют вперёд. Именно поэтому единичному аптечному предприятию лучше не пытаться конкурировать по цене, а работать над увеличением ассортимента и расширением дополнительных услуг для покупателей.

Аптечный бизнес. Как открыть аптеку360242

Программное обеспечение.

Без современных компьютерных программ эффективная работа не только аптеки, но и любой торговой точки практически невозможна. Имея хорошую компьютерную программу, можно отслеживать заказ и оборачиваемость товаров, высвобождение денежных средств для закупки новых товаров и многое другое. Поэтому обязательно оптимизируйте работу вашей аптеки с помощью компьютерных программ.

Открытие аптеки.

При открытии аптеки очень важно учитывать сезонный фактор. Летом продажи всегда проваливаются на 20—25%, а высокий сезон начинается в октябре и длится до апреля.

Организацией нового бизнеса лучше всего заниматься летом, с таким расчетом, чтобы аптека открылась в конце августа- начале сентября и новому бизнесу не пришлось бы «входить» в лето. Единичной аптеке нужно четко довести до аудитории свое позиционирование. Рекламные носители стандартные- лифлеты, карточки, промоакции внутри аптеки.

Можно рядом с аптекой повесить баннер, использовать в рекламных целях витрины и вывеску. В целом маркетинговые затраты на запуск составят $10—15 тыс.

Уровень конкуренции на этом рынке, безусловно, высок. Чтобы оставаться на уже занятых позициях, а тем более отстаивать свое право на существование, надо постоянно работать: изучать деятельность конкурентов, искать все новые и новые ходы - и стратегические, и рекламные, и, возможно, ценовые. Но ведь без развития и бизнеса не будет.

Один из плюсов аптечного бизнеса — если все правильно сделать, аптека начинает окупаться быстро. Если нет никаких проблем, аптека может показать прибыль уже в первый год. Если это новая неизвестная аптека и у нее не работает трафик, то на хорошие позиции надо будет выходить два года. Если бизнес не пойдет, часть денег можно будет вернуть. Например, от стоимости оборудования можно вернуть около 60%.

Если все пойдет нормально, то через пару лет можно будет оценить реальные показатели.

Средняя аптека продает примерно на $1,2 млн. в год. Если это небольшой community store, то в первый-второй год хороший результат — $40—50 тыс. в месяц ($500—600 тыс. в год). Валовая маржа аптеки составляет в среднем 35%. Из них 10% съедает аренда, еще 10% — остальные затраты. Таким образом, уровень прибыльности аптеки сейчас составляет примерно 15%, для нового бизнеса эта цифра может составлять 10%.