Шпионские методы привлечения персонала

Шпионские методы привлечения персонала Еще совсем недавно шпионские методы привлечения персонала в свете дефицита кадров были крайне популярными. Надобность в таких приемах в условиях кризиса, казалось бы, должна отпасть. Но не тут-то было! Хотя волна февральских сокращений, по словам Натальи Оксанич, директора по персоналу киевского офиса группы компаний ТELS (транспортно-экспедиционные услуги, штат - более 200 чел.), выплеснула на рынок не только новичков, но и высокопрофессиональных, состоявшихся специалистов, потребность в переманивании желанных сотрудников все еще существует.

Чаще всего речь идет о профессионалах в своей отрасли, обладающих сочетанием специфических навыков либо, в дополнение к внушительному опыту, владеющих редкими иностранными языками - арабским, венгерским, португальским. Вот только учитывая значительное сокращение бюджета на подбор персонала, эйчарам приходится делать это своими силами, а не перекладывать заботы на плечи внешних специалистов.

Цена осторожности

Прямой поиск сотрудников и хэдхантинг всегда позиционировались агентствами как высший пилотаж рекрутинга. Поиск нужных людей в конкурирующих компаниях, а затем перемотивировка подходящего кандидата занимают немало сил и времени. А каждый шаг на этом пути может быть сопряжен с немалым риском отказа, необходимостью разворачивать целую серию оперативно-следственных мероприятий, чтобы узнать любую мелочь о заинтересовавшем кандидате, и постоянным балансированием на грани аморальности. Разумеется, организовать этот процесс, не полагаясь на опыт и возможности рекрутинговых агентств, гораздо сложнее. Ведь в случае неудачи именно родная компания, а не агентство, которому по роду деятельности дозволено соблазнять чужих сотрудников, рискует своей репутацией.

В настоящий момент хэдхантинг очень похож на японское искусство написания иероглифов: одно неосторожное движение - и кандидата нет. Прямой поиск и раньше был сопряжен с высокими требованиями к конфиденциальности, а в настоящее время - и подавно, - уверена Татьяна Пашкина, начальник отдела подбора и обучения персонала СК Allianz Украина.

Осторожничают и специалисты, не желающие рисковать теплым рабочим местом. Кризис полностью вымел из умов сотрудников головокружение от успехов и привнес здравомыслие и трезвый расчет в вопросах смены работы. Не секрет, что в последние два года многие решения о смене места работы иногда принимались в плену азарта, а зачастую - на основании банального желания побольше заработать, без учета перспектив развития рынка, - сообщила г-жа Пашкина. - Сейчас же изменилось не только мышление кандидатов, но и стиль их общения. Теперь в рабочее время они готовы общаться с охотниками только посредством СМС, а если идет переписка по электронной почте - исключительно через внешнюю почту и завуалированно. Усложняется ситуация и тем, что многие, даже уверенные в себе профессионалы лелеют параноидальные мысли о том, что любое предложение со стороны - проверка их благонадежности и лояльности, а любой контакт с вербовщиком будет стоить им карьеры. Поэтому количество отказов рассмотреть интересное предложение, по словам Андрея Теребова, руководителя консалтинговой компании Альтаир (штат - 5 чел.), увеличилось в разы.

Еще одна причина, по которой профессионалы бросают трубку, услышав вкрадчивый голос хантера, связана с обострившейся за время кризиса боязнью риска. Не секрет, что сейчас на рынке в свободном плавании находится достаточное количество жертв хэдхантинга. То есть специалистов, перекупленных за большие деньги под перспективные проекты, которые были свернуты в связи с кризисом. Поэтому даже самое заманчивое место в большой известной компании не гарантирует, к сожалению, стабильной занятости на весь 2009 год, - объясняет Татьяна Пашкина.