Независимо от сложностей и преград, поджидающих неопытного хантера на
этом пути, поиск и подбор кандидатов силами компании с использованием
определенных технологий вполне возможен.
Начальный этап - это
всегда подготовка и сбор информации. Нужно найти несколько
компаний-доноров, в которых могут работать нужные специалисты. Хороший
способ сбора информации - профессиональные форумы и социальные сети.
Хотя нередко бывает и так, что именно тех, кто нужен, там можно и не
найти. Особенно это касается технологов, инженеров, строителей.
Фактически тех, кто не дружит с интернетом. Всегда в онлайне -
представители публичных специальностей - рекламисты, пиарщики,
маркетологи, дизайнеры, менеджеры по персоналу и сбыту, - рассказал
г-н Теребов.
Однако наличие контактов с коллегами нужного
кандидата тоже позволяет получить интересующие сведения. Бывали
ситуации, когда мы приглашали на вымышленные вакансии соискателей
только потому, что они работали в одном отделе с интересующим нас
человеком. На собеседовании как бы невзначай заводился разговор о нем,
и мы нередко получали информацию, достаточную для того, чтобы принять
решение о необходимости дальнейших действий, а иногда даже контактный
телефон, нужный якобы для проверки рекомендаций, - поведал Олег
Сафонов, HR-консультант. При этом многое зависит от умения штатного
рекрутера вести беседу, способности расположить к себе и открытости
интервьюируемого.
Еще одна сложная задача, которую постоянно
приходится решать хантеру, - как выйти на контакт с нужным человеком.
И если придумать правдоподобную легенду для знакомства с менеджером по
сбыту несложно, то для того, чтобы добиться возможности пообщаться с
производственниками, которых берегут как зеницу ока, может
потребоваться много усилий. Обычно мы придумывали какой-нибудь конкурс
или мероприятие и высылали информацию секретарю. Спустя несколько дней
перезванивали и просили предоставить контактные данные нужного
человека, чтобы пригласить его в качестве эксперта на мероприятие. В
80% случаев это срабатывало, - поделился опытом г-н Сафонов.
По краю ходим мы...
Но,
получив заветный номер телефона, важно правильно им распорядится. Ведь
цель этого этапа - заинтересовать человека в вакантной позиции.
Иногда, для того чтобы не подставлять компанию, приходилось
прикидываться рекрутером, а не представляться в лоб штатным эйчаром.
Кандидата приглашали в кафе или комнату переговоров, заблаговременно
арендованную в офисном центре. И разговор велся якобы от лица
агентства, которому поручили закрыть вакансию, - рассказал г-н
Сафонов. При этом важно дать понять кандидату, что он интересен
потенциальному работодателю, но не настолько, чтобы выдвигать
заоблачные требования по зарплате.
Впрочем, значительные
сложности могут начаться и на этапе выяснения соответствия кандидата
необходимым требованиям. Любой найденный таким образом человек
мгновенно начинает ощущать, что значимость его персоны зашкаливает.
Значит, он может выдвигать любые условия. При этом провести
собеседование в привычной форме невозможно, ведь человек уже ощущает
себя звездой, которая, как жена Цезаря, априори интересна. И это
ощущение в нем нельзя разрушить, ведь от этого может зависеть успех
всего предприятия, - поведал Андрей Теребов. Поэтому, даже для того
чтобы узнать, владеет ли потенциальная жертва иностранным языком, г-н
Теребов советует поручить кому-либо из помощников сделать ошибочный
звонок и заговорить по-английски.
Еще один подводный риф,
который нужно умело обойти в разговоре, - это полнота и содержание
информации о компании-работодателе. Если кандидат получит объективную
информацию о положении дел в компании, его решение о переходе будет
более взвешенным и устойчивым. Известны случаи, когда кандидат, уже
почти согласившись на переход и обсудив все нюансы работы на новом
месте, внезапно отказывался. Причина тому - получение информации о
новом работодателе, которая не совпадает с отлакированной картинкой,
предоставленной менеджером по персоналу, - поделилась Татьяна Пашкина.
Такой поворот событий желательно предусмотреть и предупредить, ведь
сейчас цена такого отказа гораздо выше.
Перспективы переманивания
Прямой поиск может быть результативен, если кандидат:
*
не уверен в стабильности своего рабочего места (идет сокращение
персонала его подразделения, зарплаты заморожены или уменьшены - сняты
надбавки, премии и прочие выплаты);
* не уверен в перспективности своей работы (проект замораживается или не развивается, сокращаются бюджеты на развитие);
*
нуждается в поддержании прежнего уровня доходов, так как либо считает
себя достойным более высокой зарплаты, либо имеет финансовые
обязательства (к примеру, выплаты по кредитам), которые необходимо
погасить в ближайшее время;
* чувствует дискомфорт, так как в его
компании идут массовые сокращения. И несмотря на то, что ему еще не
сообщили о его увольнении, кандидат полагает, что это может случиться в
самый неподходящий момент, и подстраховывается.