Новоиспеченный мидл-менеджер

Я НЕ НАЧАЛЬНИК, Я ТОЛЬКО УЧУСЬ

Новоиспеченный мидл-менеджер Первое ощущение новоиспеченного мидл-менеджера - растерянность. Его успех или неудачу определяет осознание принципиально нового подхода к работе. Часто специалисты, назначенные менеджерами, воспринимают повышение лишь как награду за хорошую работу и остаются, по сути, теми же специалистами, только с титулом. На деле функции изменяются кардинально. И, чтобы приспособиться к этим изменениям, психологи советуют придерживаться нескольких постулатов.

Во-первых, не пытайтесь все сделать сами. Первая задача новоиспеченного мидла - научиться правильно делегировать полномочия. Причем в обе стороны - как в сторону подчиненных, так и в сторону вышестоящего начальства. Римская поговорка Разделяй и властвуй в данном случае абсолютно уместна. С одной оговоркой: грамотно разделяй. Самое лучшее - четко обговорить с начальством зону ответственности и степень самостоятельности в принятии тех или иных решений.

Во-вторых, учитесь мотивировать людей. Ваших собственных мотивов и стимулов для работы теперь недостаточно. А мотивировать на работу своих подчиненных - это не дополнительная нагрузка, а одна из главнейших должностных обязанностей. Как отметил Роберт Уотермен, известный специалист по организации бизнеса, хорошие менеджеры не только делают деньги, но и создают смысл существования для людей. И наконец, не пытайтесь изменить свои взгляды на работу и на коллег.

Третий постулат - психология. Правильно выстроить взаимоотношения - едва ли не самое главное для менеджера-неофита и единственный способ не услышать классическое: Раньше был приличным человеком, а теперь стал начальником...

Тут профессионалы в сфере бизнес-психологии могут дать несколько основных рекомендаций.

Прежде всего не делайте резких движений. Знаменитая фраза Александра I При мне все будет как при покойной бабушке в устах мидл-менеджера звучит глупо. Попытки кардинально перестроить работу подразделения, оказавшегося под вашим началом, заканчиваются скандалами и сбоями в работе. Гораздо эффективнее наметить план перемен, к которым вы хотите прийти, обсудить его с кем-то из топов и внедрять новации постепенно, заручившись поддержкой и пониманием хотя бы части своих сотрудников. Установите с ними максимально возможные позитивные отношения. Никогда не говорите своим сотрудникам: Это ваши проблемы. Теперь все проблемы - ваши, и, отмежевываясь от них, вы ничего не добьетесь, кроме имиджа напыщенного дундука.

Виталий Б., коллега автора этих строк, будучи назначенным на ответственную должность в газете, резко изменил стиль общения с коллегами. И на предложение пойти пятничным вечером посидеть в пабе он уже через неделю после своего назначения уверенно ответил: С подчиненными не пью. Однако карьера Виталия не сложилась, менеджером он оказался неудачливым и был вынужден искать новую работу. К тому времени в большинстве мест, куда он обратился, на значимых позициях находились его бывшие подчиненные. Пить и работать с ним особого желания они не испытывали, и теперь Виталий подвизается исключительно на стезе фрилансера.

Между начальственностью и демократией важно соблюсти паритет. Не играйте в начальство, но и не делайте все со своими сотрудниками на равных. Давайте людям расти, не бойтесь, что они потеснят ваш авторитет. Не стесняйтесь советоваться с ними, не гоняйте их за кофе и не злоупотребляйте фразами вроде мои подчиненные или это не ваш уровень. При этом не превращайте работу в анархию и безначалие, сумейте четко дать понять, что решение принято и обязательно к исполнению.

Даже при соблюдении всех правил позиция мидл-менеджера остается максимально уязвимой. С одной стороны, его собственные сотрудники, с другой - высшее руководство. Мидл в этой ситуации - слуга царю, отец солдатам. Но это в идеале. Всегда существует риск скатиться до другого национального постулата: Ты начальник - я дурак, я начальник - ты дурак. Такова типичная проблема середняков - коллежских асессоров современного бизнеса. А судьба коллежских асессоров, как свидетельствуют классики, всегда была драматичной.