Мо­жет ли жен­щи­на, де­ла­ю­щая карь­е­ру, быть ма­терью

Женщина не должна жертвовать собой ради любви Мо­жет ли жен­щи­на, де­ла­ю­щая карь­е­ру, быть хо­ро­шей ма­терью Что­бы по­зво­лить се­бе быть успеш­ной, для на­ча­ла жен­щи­не сто­ит про­ра­бо­тать внут­рен­ние кон­флик­ты. Тог­да она смо­жет ре­а­ли­зо­вать се­бя со­ци­аль­но и не чувст­во­вать, что те­ря­ет свою женст­вен­ность.
Успех – это всег­да мо­мент са­мо­ре­а­ли­за­ции, ког­да мы чувст­ву­ем се­бя нар­цис­си­чес­ки удов­летво­рен­ны­ми, со­сто­яв­ши­ми­ся. Жен­щи­не, в от­ли­чие от муж­чи­ны, лег­че нар­цис­си­чес­ки ре­а­ли­зо­вать­ся не в со­ци­аль­ной сфе­ре, а в де­тях.

Это не озна­ча­ет ли это, что удел жен­щи­ны – толь­ко ма­те­ринст­во. Ког­да жен­щи­на ре­а­ли­зо­ва­на со­ци­аль­но, ей лег­че чувст­во­вать се­бя по-на­сто­я­ще­му со­сто­яв­шей­ся лич­ностью. Но ма­те­ринст­во пер­вич­но.
В пси­хо­ана­ли­зе есть та­кое по­ня­тие – «за­висть жен­щи­ны к пе­ни­су». В ме­та­фо­ри­чес­ком смыс­ле – как к эк­ви­ва­лен­ту муж­ской влас­ти, си­лы. И в этом смыс­ле де­ти яв­ля­ют­ся для жен­щи­ны сим­во­ли­чес­ким за­мес­ти­те­лем пе­ни­са. Че­рез де­тей она мо­жет нар­цис­си­чес­ки се­бя удов­летво­рить, по­чувст­во­вать пол­но­цен­ной.

Мо­жет ли жен­щи­на, де­ла­ю­щая карь­е­ру, быть хо­ро­шей ма­терью? Да­вай­те опре­де­лим, что та­кое «до­ста­точ­но хо­ро­шая мать».

Во вре­мя бе­ре­мен­нос­ти мать и ре­бе­нок со­став­ля­ют од­но це­лое. Ког­да он рож­да­ет­ся, про­ис­хо­дит фи­зи­чес­кое раз­де­ле­ние, но пси­хо­ло­ги­чес­ки они еще еди­ны.
В этот пе­ри­од мать пол­ностью по­гло­ще­на ре­бен­ком, это по­зво­ля­ет ей на ир­ра­ци­о­наль­ном уров­не точ­но чувст­во­вать, че­го имен­но он хо­чет. Но ре­бе­нок раз­ви­ва­ет­ся, учит­ся яс­нее вы­ра­жать свои же­ла­ния, и не­об­хо­ди­мость в та­кой по­гло­щен­нос­ти умень­ша­ет­ся.
И внут­ри жен­щи­ны вновь бе­рет свои пра­ва жен­ское – она вспо­ми­на­ет, что по­ми­мо ре­бен­ка есть еще его отец, есть ее ин­те­ре­сы и ра­бо­та. Это спо­собст­ву­ет пси­хо­ло­ги­чес­ко­му раз­де­ле­нию ма­те­ри и ре­бен­ка.

Жен­щи­на вы­хо­дит из «ма­те­рин­ско­го гип­но­за», тем са­мым да­вая ре­бен­ку взрос­леть и осво­бож­дая се­бе вре­мя и прост­ранст­во для са­мо­ре­а­ли­за­ции. Если же ма­те­рин­ское про­дол­жа­ет до­ми­ни­ро­вать в ущерб жен­ско­му и лич­ност­но­му, это бло­ки­ру­ет раз­ви­тие как ре­бен­ка, так и ма­те­ри.
Пос­ле дол­го­го пе­ре­ры­ва, свя­зан­но­го с рож­де­ни­ем ре­бен­ка, жен­щи­на мо­жет бо­ять­ся вер­нуть­ся к ак­тив­ной по­зи­ции. И она на­хо­дит оправ­да­ние в де­тях, за­кры­ва­ет­ся ими от сво­е­го стра­ха. По­том она бу­дет го­во­рит ре­бен­ку: я по­жерт­во­ва­ла ра­ди те­бя карь­е­рой! Это не так – она прос­то бо­я­лась де­лать карь­е­ру.

Од­на из при­чин – кон­фликт муж­ско­го и жен­ско­го внут­ри нее.

В каж­дом из нас есть пси­хи­чес­кие со­став­ля­ю­щие муж­ско­го и жен­ско­го, так на­зы­ва­е­мая пси­хи­чес­кая би­сек­су­аль­ность. Она воз­ни­ка­ет от­то­го, что в дет­ст­ве ре­бе­нок отож-дест­вля­ет се­бя и с ма­мой, и с па­пой.
Возь­мем при­мер: у де­воч­ки ак­тив­ный отец и пас­сив­ная мать-до­мо­хо­зяй­ка, ро­ди­те­ли силь­но кон­флик­ту­ют и в кон­це кон­цов раз­во­дят­ся.
Де­воч­ка оста­ет­ся с ма­терью, но ее раз­ры­ва­ет на­двое лю­бовь к обо­им ро­ди­те­лям. Ког­да она вы­рас­та­ет, то стре­мит­ся к со­ци­аль­ной ре­а­ли­за­ции – бес­соз­на­тель­но для нее это озна­ча­ет по­лу­чить связь с от­цов­ским внут­ри се­бя.

Но од­нов­ре­мен­но (опять же бес­соз­на­тель­но) это зна­чит пре­дать мать. В этом слу­чае для жен­щи­ны со­ци­аль­ная са­мо­ре­а­ли­за­ция мо­жет быть весь­ма же­ла­е­ма – и в рав­ной сте­пе­ни за­прет­на.
Не­ко­то­рые бес­соз­на­тель­ные ме­ха­низ­мы кро­ют­ся за стрем­ле­ни­ем жен­щи­ны со­пер­ни­чать с муж­чи­на­ми. Если это бо­лез­нен­ное со­пер­ни­чест­во, то оно го­во­рит о не­ко­ей нар­цис­си­чес­кой уязв­лен­нос­ти с ран­не­го дет­ст­ва. При­чи­ны мо­гут быть раз­ны­ми.
До­пус­тим, у де­воч­ки был жес­то­кий отец, ко­то­рый оби­жал ее и мать. В бу­ду­щем это мо­жет окон­ча­тель­но за­да­вить ее ак­тив­ность, а мо­жет, на­про­тив, ро­дить же­ла­ние про­ти­во­сто­ять от­цу, муж­чи­нам, со­пер­ни­чать с ни­ми – иметь «боль­ший пе­нис», то есть боль­ше си­лы, влас­ти, де­нег, чем у них.

Она от­ка­зы­ва­ет­ся от жен­ско­го в се­бе, по­то­му что в ее бес­соз­на­тель­ном жен­ское – это удел жерт­вы, и вы­би­ра­ет муж­ское – власть. Но та­кая иден­ти­фи­ка­ция не по­зи­тив­на.

Внут­рен­ние кон­флик­ты есть всег­да. В бо­лее бла­гоп­ри­ят­ном по­ло­же­нии ока­зы­ва­ет­ся та жен­щи­на, чей отец смог пе­ре­дать ей ак­тив­ную жиз­нен­ную по­зи­цию, а от ма­те­ри она вос­при­ня­ла, что мож­но оста­вать­ся жен­щи­ной, бу­ду­чи при этом ак­тив­ной.
Тог­да она смо­жет ре­а­ли­зо­вать се­бя со­ци­аль­но и не чувст­во­вать, что при этом те­ря­ет свою женст­вен­ность. Впро­чем, силь­ная лич­ность спо­соб­на к са­мо­раз­ви­тию, про­ра­ба­ты­вая лю­бые внут­рен­ние кон­флик­ты.

Есть та­кой сте­рео­тип в на­шей куль­ту­ре: отец в семье дол­жен до­ми­ни­ро­вать.

И, если его же­на за­ра­ба­ты­ва­ет боль­ше, муж­чи­на мо­жет чувст­во­вать угро­зу, что его от­цов­ская власть на­чи­на­ет пе­ре­хо­дить к жен­щи­не. Это по­рож­да­ет внут­рен­ний кон­фликт у муж­чи­ны, он чувст­ву­ет ущерб­ность, раз­дра­же­ние.
Пас­сив­ный муж­чи­на в этой си­ту­а­ции опус­ка­ет ру­ки. Для ак­тив­но­го она, на­обо­рот, слу­жит сти­му­лом к раз­ви­тию. И де­ло не в том, что­бы он стал мно­го за­ра­ба­ты­вать, – глав­ное, что­бы муж­чи­на функ­ци­о­ни­ро­вал как силь­ная лич­ность, твор­чес­ки ре­а­ли­зо­вы­вал­ся и в этом смыс­ле был на од­ном уров­не с же­ной.

Но иног­да жен­щи­на огра­ни­чи­ва­ет свой про­фес­си­о­наль­ный рост, что­бы из­бе­жать си­ту­а­ции, угро­жа­ю­щей се­мей­но­му бла­го­по­лу­чию… Это жерт­ва в поль­зу муж­чи­ны, от­ца, иден­ти­фи­ка­ция с раб­ской по от­но­ше­нию к муж­чи­не ма­терью внут­ри се­бя.
Но лю­бовь не озна­ча­ет, что жен­щи­на долж­на жерт­во­вать со­бой. Оба парт­не­ра долж­ны раз­ви­вать­ся. Тот, кто жерт­ву­ет сво­им раз­ви­ти­ем ра­ди люб­ви, не раз­ви­ва­ет, а уби­ва­ет ее.