Энтузиазм в обучении взрослых работающих

Вечер трудного дня

Для того чтобы группа взрослых работающих и обремененных заботами людей обучалась чему-либо с энтузиазмом, определиться с вопросом формы и сроков недостаточно. Важно правильно выбрать преподавателя (тренера, коуча), поскольку именно он - центральная фигура любого образовательного курса, и краткосрочного - в первую очередь. И двух часов не продержится ведущий, который:
- не владеет предметом, не знает реальности, не вполне понимает, о чем говорит;
- не умеет перестраиваться и дополнять материал новой информацией;
- не способен говорить сжато, не сбиваясь на смежные темы;
- не улавливает настроения аудитории и не пытается выяснить, что именно интересует людей, сидящих перед ним;
- не владеет ораторским искусством, "бубнит себе под нос", делает слишком длинные паузы, не устанавливает контакт со слушателями, и, судя по его виду, не слишком интересуется самим занятием.

Энтузиазм в обучении взрослых работающих
Людмила Гериш отмечает: "С гораздо большим желанием и интересом учатся у тех, за кем просто интересно наблюдать и слушать то, что они говорят".

Организация самого процесса получения знаний также важна. По опыту Александра Володина, директора по маркетингу компании Team Training, в крупных корпорациях часто бывает так, что большая часть образовательных мероприятий проходит "по разнарядке", без учета интересов сотрудников и уж тем более их личных планов, скажем, на выходные. "Если руководство компании назначает занятия и на субботу, и на воскресенье, то вполне естественно, что сотрудник, в планы которого вмешались, постарается свое раздражение выплеснуть - и сделает это на том же самом тренинге", - отмечает он. Поэтому организаторы занятий стараются убедить первых лиц в том, что правильнее учиться в рабочие дни или так, чтобы не все выходные были заняты.
В любом случае, если в группе возникают проблемы из-за неудачно выбранного времени или же плохих отношений между людьми, на "преодоление сопротивления" тренеру приходится тратить от 15 минут до половины рабочего дня. По словам Александра Володина, меньше всего трудностей возникает, когда на занятия приходят сами инициаторы повышения квалификации или же курс вначале проходят первые лица компании, тогда для остальных сотрудников это становится и примером, и мотивацией. Анна Моносова уверена в том, что заинтересованность здесь особенно важна, поскольку "немотивированный, и, следовательно, не полностью включившийся в процесс участник попросту не способен осваивать большой объем информации за короткое время".

Проводить краткосрочное обучение приходится и по вечерам, и после обеда; если это не курсы экстремального вождения, и без того проходящие весьма оживленно, у тренера должен быть запас специальных упражнений, центраций, которые помогают участникам собраться и сконцентрироваться. Александр Володин пояснил: "Людей нужно бывает "встряхнуть", заставив самих работать над проблемой; иногда центрации связаны с обсуждаемой тематикой, иногда нет, но лучше всего, когда они служат своеобразными "мостиками" между двумя порциями информации".

Новинки на рынке

Как рассказывает Людмила Гериш, довольно интенсивно развивается модульная система - цикл тренингов или семинаров, посвященных детальной проработке темы. Она не является непрерывной, и, во-первых, предполагает нечастое и недолгое отсутствие сотрудника на рабочем месте; во-вторых, отводит время на выполнение домашнего задания. В интервалах между занятиями есть возможность обдумать и применить на практике услышанное и увиденное.

На данный момент такие программы представлены в двух видах. Суть первого состоит в том, что основная тема всего цикла разбирается последовательно: это может быть тренинг продаж, в котором каждый блок соответствует отдельному этапу всего процесса. Поэтому для того, чтобы в совершенстве овладеть техникой, участнику нужно пройти модуль за модулем.

Второй вариант представляет собой цикл тренингов, объединенных общей тематикой, но не связанных жесткой временной последовательностью. Например, в тренинге для тренеров каждый блок посвящен определенному методическому элементу (модерация, ролевые игры, разрешение сложных ситуаций, работа в малых группах и т.д.). Участники занятий могут самостоятельно выбирать самые актуальные и интересные для себя темы.

Для решения нестандартных задач придумывают новые формы; например, одна из московских тренинговых компаний ввела программу "Учебный завтрак для бухгалтера". Хорошо известно, что целевая аудитория - люди крайне занятые; кроме того, на обычных семинарах ввиду переполненности групп нет возможности поднять все животрепещущие проблемы. Поэтому направленное на рассмотрение самых актуальных вопросов обучение, основная нагрузка которого приходится на первую половину дня, пришлось очень кстати.

Кроме того, в моде снова "хорошо забытое старое" - формат конференций: участники, как и прежде, могут знакомиться с коллегами по бизнесу, обмениваться опытом и обсуждать наболевшие вопросы.