Полиглот. Методическое пособие по изучению любых иностранных языков


ИЗДАНИЕ 07

Полиглот изучение иностранных языков Не читайте методику второпях, прочтите ее вдумчиво, не спеша. Хотя здесь изложены известные всем истины, настойчиво просим вас понять простоту этого метода! Мы постараемся не столько сообщить что-то новое, сколько убедить вас действовать в соответствии с новым методом, предлагаемым вам. Поэтому, когда вы встретите немного теории - не пропускайте ее, как бы скучно вам не было. Это не детективный роман, а анализ опыта, накопленного не одним поколением зарубежных и отечественных психологов. Не отбрасывайте опыт прошлого! Помните, что как бы ни был оригинален метод, он не создает волевых усилий. При отсутствии устойчивого желания с вашей стороны все слова, написанные здесь, превратятся в пустое наставление. Мы все знаем о пользе утренней гимнастики, но пока нет желания использовать ее на благо собственного здоровья - это знание бесполезно. Бесполезными окажутся и эти знания, если вы поторопитесь, не настроясь на упорный труд.
Лучше настраиваться полгода и выучить в конце концов язык на всю жизнь, чем начать учить завтра, а забросить через неделю. Методика рассчитана на любой язык и на средний интеллектуальный уровень людей.


ВСТУПЛЕНИЕ
Трудно найти черную кошку в темноте, особенно, если ее там нет. (Конфуций).
Пока потенциальные полиглоты не знают о методике ничего, они проявляют к ней недюжий интерес и демонстрируют готовность завтра же начать штурм изучения иностранного языка. Но, как только в нашем рассказе появляется суть, изложение самого главного принципа, таинственность моментально исчезает, они разочарованно говорят, что давно и без нас знали такой способ запоминания слов. При первой же встрече мы подчеркиваем, что успех изучения языка зависит не от новизны принципа, а от умения правильно его использовать. Чтобы выучить язык, надо знать не только принцип, но и подробную технологию применения его. Изложение самого принципа займет всего несколько строчек, вся остальная часть, посвящена технологии. На наш взгляд, если бы советская педагогическая наука уделяла больше внимания тщательной разработке технологий, то все остальные методы изучения языков были бы так же эффективны, как и этот.

ВСЕ ЛУЧШЕЕ - У ДЕТЕЙ.
"Я Русский бы выучил..." (Маяковский) Очевидно, желание Владимира Владимировича неосуществимо по той причине, что он уже знал этот язык. Но родной язык мешает нам и в том случае, если мы хотим выучить другой язык. Мешает он потому, что мы неправильно используем его. Мы страшные логики и рационалисты. Нас пугает утверждение, которое ниоткуда не вытекает и из уст слишком взрослых и рациональных людей слышатся слова типа "детский", "глупый"... Но именно в этих словах и есть ключ к успеху! Вопрос о том, почему дети хорошо запоминают как родной, так и иностранный язык, до сих пор не решен единогласно. Объединяет психологов лишь признание нелогического мышления детей. Только в три года мы можем сказать - "солнышко спряталось за тучу, потому что устало". Школьнику за такие слова поставят "пару", в институте, используя набор подобных фраз применительно к социальной и политической жизни общества - сойдем за отсталого, на заводе - за неблагонадежного. Мы стали мыслить штампами, пересказывать газетные статьи, из нас изгоняют "злой дух" нелогического мышления. После всего этого не удивляйтесь, что наша голова работает хуже при изучении иностранного языка, чем в детстве.
Представьте 2-х летнего ребенка, которому надо запомнить впервые услышанное слово родного языка, скажем "карандаш", и аналогичное слово из квази-языка (иностранного), допустим "пупа". Для ребенка все равно, какое из них запоминать. Он готов запечатлеть в своей памяти оба слова, так как запоминание происходит в результате образования условной связи между двумя этими новыми словами и старыми, которые он уже усвоил: карандаш - стол и т. д., пупа - бумага, пупа - стол и т. д. Эти две связи не конкурируют, так как имеют одинаковый возраст и силу, не стирают друг друга. При этом отсутствует рациональное объяснение этих связей. Ребенок не стремится организовать логическую цепочку между старым и новым, он просто ставит их рядом. Понимание списка иностранных слов происходит двумя способам: через рациональную или механическую связь. При первом способе мы начинаем сознательно или несознательно объяснять себе, что "пупа" - это то, чем рисуют на бумаге, пытаясь таким способом образовать рациональную связь: "пупа" - бумага. Но если вы не обладаете уникальной памятью - происходит самое обычное забывание. При этом мы работам с КПД всего 20%! Дело в том, что связь: "пупа" - бумага, которую мы пытаемся образовать, легко вытесняется старой, а значит и более сильной связью в родном языке: "карандаш - бумага".
Такую "услугу" нам оказывает логическое мышление. Если мы пытаемся механически заучить перевод, насильно заставить нашу память образовать связь "пупа" - карандаш, то из-за ограниченного объема нашей кратковременной памяти, которая может хранить от 2 до 26 единиц информации, происходит ее быстрое насыщение, что ведет к прекращению процесса запоминания, утомлению. Также отрицательное явление оказывают старые связи. Наша задача упрощается - оеталось найти метод, отличающийся отсутствием привычной логики. А прежде прочтите эту гла-'ву.

ПАМЯТЬ
"Труднее поверить в очевидное".
Скажите человеку, что на небе 45324321787 звезд - он поверит. Но скажите ему, что скамейка эта окрашена - он обязательно потрогает ее рукой.
Эти данные приводятся потому, что мы все устали от голословных утверждений, людям требуются факты, что ж - пожалуйста...
Когнитивная психология разделила человеческую память на три блока: сенсорный регистр, кратковременную память и долговременную.
Основная функция сенсорного регистра - продлить время действия кратковременного сигнала для его успешной обработки мозгом. Скажем, укол иглой сохраняется гораздо дольше, чем непосредственное воздействие иглы. Сенсорный регистр способен запоминать гораздо больше информации, чем человек может проанализиро-\ вать, этот вид памяти не обладает избирательностью.
Он не имеет большого значения, гораздо важнее кратковременная память, она принимает на себя удары, коим ученики подвергаются на уроках иностранного языка.
В 1954 г. Ллойд и Маргарет Петерсоны провели эксперимент, давший удивительный результат: испытуемых просили запомнить всего три буквы, а через 18 секунд повторить их. Вроде бы просто, а испытуемые не смогли их повторить' Из-за того, что в течение 18 секунд они занимались умственной работой - вели "обратный счет" тройками - 678. 675, 672... И эта несложная в общем-то работа помешала им запомнить эти три буквы! Кратковременная память имеет очень малую емкость - 2-26 единиц, очень короткую жизнь - 20-30 секунд. В то же время она малочувствительна к длине единицы. Мы одинаково легко запоминаем 7 букв, 7 слов и даже 7 словосочетаний. Выходит:
1. Количество информации должно быть ограничено за один раз. Даже небольшое ее увеличение ведет к ее час тичному забыванию.
2. После процесса усвоения информации - обязатель на пауза, в течение которой нужно максимально разгрузить мозг от умственной работы.
3. Нужно, как можно длиннее делать единицу информа ции. Наиболее удачное обоснование паузы есть у Мюллера и Пельцекера: во время паузы происходит неосознанное повторение материала. Если период повторения больше 30 секунд, то есть информации слишком много, то через неко торое время часть ее стирается.
Именно наличие такого процесса, как неосознанное повторение, значительно уве личивает время жизни информации в кратковременной па мяти до 24-30 часов. Этот процесс мешает осознать чрез вычайно маленькую мощность этого вида памяти, в резуль тате чего мы перегружаем ее сверх нормы. Неосознанное повторение происходит только когда мозг не нагружается больше никакой информацией! Этот процесс нарушается, даже если вы повторяете только что выученные слова. Ни какого дальнейшего закрепления не будет! Вы не способ ны, при всем желании, осознанно повторять в течение не которого времени 10-18 слов за 20 секунд, - время суще ствования кратковременной памяти. Своим повторением вы прерываете естественный процесс запоминания. Чем боль ше повторяете, тем больше усилий вы тратите на запоми нание. Возникает закономерный вопрос: каковы границы паузы, в течение которой нежелательно восприятие какой- либо информации с последующей ее переработкой. В 1713 г. Пьерон ответил на этот вопрос, предложив испытуемым заучивать ряд из 18 бессмысленных слов, чтобы исключить влияние предыдущего опыта. Затем он исследовал, сколь ко раз испытуемые должны были повторять тот же ряд, че рез различные промежутки времени с тем, чтобы восстано вить в кратковременной памяти забытые слова. Вот эти дан ные:
Количество повторений: 148754448
Длительность паузы: 30 сек. 1 мин. 2 мин. 5 мин. 10 мин. 20 мин. 24 час. 48 час.
Если начать повторять ряд слогов через 30 секунд после первого запоминания, то придется 14 раз обращаться к его содержанию! Если повторение начать через 10 мин, в течении которых вы не будете получать какую-то информацию, то их число составит 4. Эти цифры относятся к бессмысленному материалу.
При заучивании слов, имеющих значение, абсолютное число их повторений меньше, но пропорции сохраняются. В отрезке от 10 мин до 24 ч процессы стабилизируются, информация в кратковременной памяти зависит от внешних факторов. То есть в этот период возможно как повторение старой, так и заучивание новой информации. Через сутки число необходимых повторений возрастает и достигает 8 через 48 часов.
Эта означает, что мнемонические процессы начинает терять свою энергию. Поэтому через каждые 24 часа нужно повторение ранее выученных слов.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ
1. После запоминания очередной порции слов надо сде лать паузу не менее 10 минут в течении, которой ваши мыс ли не будут отвлечены умственной работой.
2. Через 10 минут слова можно повторять снова, а спус тя 24 часа НЕОБХОДИМО повторять. В противном случае вам придется приложить вдвое больше усилий, чтобы запомнить их вновь.
3. Понятно, что написанное здесь известно большинству читателей, но. к огромному сожалению, эти знания не мешают преподавателям иностранных языков школ и вузов. Они действуют по принципу - пусть плохо, но по программе, в результате чего выходим мы из школы запрограммированными до корней волос. Дочитайте пожалуйста эту главу до конца, чтобы в будущем эта технология не показалась вам абсурдной.
Опыты Пьерона показывают, с какой периодичностью повторять слова, но они абсолютно ничего не говорят о том, сколько должно быть повторений, которые позволили бы перевести слова из кратковременной памяти в долговременную. Опыты Йоста в 1987 показывают, что при механическом заучивании количество повторений, распределенных особым образом для среднего человека составляет 4 РАЗА! Теперь разберем еще один феномен кратковременной памяти, прекрасно понимаемый и знаемый всеми, но большинством игнорируемый. Чем больше элементы запоминаемого материала похожи друг на друга, тем больше усилий надо приложить для их запоминания, чем однороднее элементы, тем труднее усваиваются. Так зачем мы поголовно составляем список слов пусть разных, но однородных по форме и учим, учим, учим? Не надо этим гордиться, это не говорит о положительных способностях памяти. Просто у нее нет возможности зацепиться за что-то более существенное.
Список слов слишком однороден. Вывод: каждое слово должно иметь яркую отличительную совокупность меток. Надо лишить все слова однородности, тогда они будут запоминаться непроизвольно, без вашего участия. Мы не утверждаем, что добились идеального варианта, но он близок к этому.
Пока не предложено правдоподобного объяснения перехода информации из кратковременной памяти в долговременную. В среде любителей иностранных языков с этим дело еще хуже, так как большая часть из них знакома только с одним из факторов такого перехода - с периодически неустанным повторением. Если вы не принадлежите к их числу, мы рискнем еще немного задержать ваше внимание на некоторых феноменах долговременной памяти. При запоминании слов надо использовать не только повторение, но и яркие красочные картинки (сюжетные). Лучше всего их вырезать из "Крокодила".
Наверно все любители языков ищут такой метод, при котором слова бы запоминались сами собой. Кто-то развешивает во всех углах листы бумаги с иностранными словами, надеясь, что попадаясь постоянно на глаза, слова запомнятся сами собой, увы... Непроизвольное запоминание означает, что существует некая сила. Она заставляет наш мозг работать независимо от нашего желания. Что порождает эту силу? На это ответили наши психологи: Зинченко П. И. и Сми-ронов А. А.
В 1946 г. они провели эксперимент: попросили людей через 2 часа после начала рабочего дня припомнить путь от дома до места работы. Вот одно из описаний: Помню лишь момент выхода из метро, как думал о том, как выйти из вагона, как занять нужную позицию, идти скорее, так как опаздывал. Ехал в последнем вагоне, проскочить не удалось на выходе, пришлось войти в толпу. Дальнейший путь выпадает. Шел до ворот института, ничего не замечал. Есть только смутное воспоминание от старого. Когда вошел в ворота, заметил - кто-то спешит, мужчина или женщина, не помню. Больше ничего не помню."
Что характерно для этого и подобных рассказов? Прежде всего воспоминания испытуемого относятся к тому, что он делал, нежели к тому, что он думал. Даже в тех случаях, когда мысли вспоминаются, они связаны с действиями испытуемого. Но испытуемые совершают много действий, с какими же связано непроизвольное запоминание? С теми, которые способствуют или препятствуют достижению стоящей перед испытуемым целью. В 1946 г. у всех была одна важная цель - вовремя придти на работу, непроизвольно запоминалось только то, что влияло на скорость движения. Вроде бы этот простой вывод должен был лечь в основу изучения иностранного языка, но этого не происходит. НО ЭТО ЦЕЛЬ! Как же слово будет в таком случае непроизвольно запоминаться?
Если само запоминание является целью? Чем больше мы-сосредотачиваем свои усилия на запоминании слов, тем меньше производительность, больше волевых усилий, больше насилия над памятью совершаем мы.

ЗАПОМИНАНИЕ СЛОВ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ЦЕЛЬЮ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЯЗЫКА!
Запоминание должно быть действием, ведущим к достижению какой-то цели. Возникает два вопроса: Какова должна быть эта цель? С чем должны производиться действия? На первый вопрос ищите ответ в главе о технологии запоминания. На второй вопрос ответили советские психологи, в частности Зинченко П. И. В его кажущихся простыми экспериментах испытуемых разбили на две группы.

Первой из них дали картинки с изображением различных предметов и попросили провести классификацию по первым буквам их названий.

Вторая группа получила те же самые картинки, но проклассифицировали их по изображению предметов (например: собрали вместе картинки с мебелью, животными и т д.). После эксперимента испытуемые должны были вспомнить картинки, с которыми работали.
Вторая группа продемонстрировала более высокие результаты. Это произошло из-за того, что в первом случае картинки, их значение, несмотря на то, что оно пропускалось через сознание и понималось (ведь они должны были выделить первую букву), не было включено непосредственно в цель, в классификацию. Во втором случае испытуемые также четко осознавали и звуковой состав названия и значение картинки, но в цель Непосредственно было включено только значение. Это приводит к мысли, что в цель непосредственно должны включаться и значение слова, и его звучание. Чтобы достичь цели, которую сформулируем позже, нужно обязательно манипулировать и значением, и произношением. И случится, что иностранное слово будет запоминаться с большей долей непроизвольности. К сожалению, в школе, институте это правило всюду нарушается и изучение иностранного языка превращается в зубрежку.
Кто сталкивался с психологией, тому знакомо понятие установки. Под этим термином понимается готовность человека действовать вполне определенным образом. Например, у старшеклассников появляется, установка на продолжение учебы или установка на работу. У вас должна быть сильная установка на изучение иностранного языка. Установка облегчает нам жизнь, благодаря ей большая часть действий совершается автоматически. Как только умывание закончено, установка включается, мы принимаем новое решение - позавтракать. Включается новая установка и действие совершается автоматически. Как создаются установки, не знает никто! Но вам нужно запомнить одно - ЯЗЫК ВЫ УЧИТЕ НА ВСЮ ЖИЗНЬ! Команда "Я запоминаю этот язык надолго", отданная себе перед началом занятий, может показаться несущественной, но напомним вам, что раньше установку выполняла молитва, читаемая перед занятиями. Воины молились перед боем вовсе не потому, что их обязывала к этому господствующая идеология. Молитва настраивала их на подвиг!
4. Нам предстоит познакомиться с еще одним довольно известным фактом, тогда больше уже ничто не будет препятствовать узнать, каким образом и в каком методе можно учесть одновременно все приведенные требования и наблюдения. Этот последний факт заключается в том, что наш мозг не способен воспринимать статику. Посмотрите на что-нибудь, не двигая глаз и головы, эта простая задача станет невыполнимой через 2-3 минуты, объект начнет растворяться и уйдет из поля зрения, вы перестанете его видеть. То же самое с однотонным звуком: шум машин, леса... Но если мы не можем воспринимать нединамичные явления, то что говорить о нашей памяти, связанной с внешнем миром через восприятие и ощущения. Из памяти стирается тут же все, что неспособно совершать движения или не связано с движением ассоциативно. Все образы, используемые для запоминания иностранных слов, должны быть динамичными! Спасибо за терпение, переходим к изложению технологии изучения иностранного языка, которая позволит вам учить по 20-30 (а то и больше) слов в час. Правда, это не значит, что за сутки вы выучите 500 слов, ведь большую роль при изучении языка играют перерывы. В день желательно учить не более 100 слов.

ТЕХНОЛОГИЯ ЗАПОМИНАНИЯ
Здесь описывается структура технологии ускоренного изучения иностранного языка. Она покажется неубедительной, если вы не прочли предыдущую главу. Вот основные требования для правильного и быстрого изучения иностранного языка.
1. Успех изучения зависит от умения пользоваться тех нологией, разработанной на его основе.
2. Не мучайте свою память, не учите язык механически!
3. Память способна за один присест запоминать от 2 до 26 единиц информации.
4. При изучении языка не опирайтесь на привычку, логи ку, стандартное восприятие.
5. Кратковременная память существует не более 30 секунд.
6. Информация дольше сохраняется в кратковременной памяти, если протекает неосознаваемая нами информация.
7. После изучения порции слов нужен обязательно пере рыв 10 минут.
8. Учить слова надо только до первого воспроизведения, когда сможете хотя бы раз повторить весь список.
9. Повторять слова надо в промежутке от 10 минут до 24 часов.
10. Единица запоминаемой информации должна быть как можно длиннее.
11. Чтобы лишить список слов однообразия, нужно при дать каждому слову яркую метку.
12. Слово передается из кратковременной памяти в дол говременную не столько через повторение, сколько с помо щью сюжетных картинок.
13. Легко делается то, что совершается непроизвольно, помимо нашего участия. Слова запоминаются непроизволь но, если они не будут целью нашей деятельности. Мыслен ные операции со значением и произношением слова долж ны непосредственно включаться в цель.
14. Перед запоминанием надо настроиться на занятие! Психика обладает инерцией. Она не может в одно мгнове ние перестроиться.
15. Запоминаемая информация должна содержать дина мичные элементы или ассоциироваться с ними. В против ном случае она стирается без следа.

Атеперь подумаем над пунктом 13."3апоминание не должно быть целью". В некоторых методиках это требование выполняется. Скажем, в ритмическом методе главная цель на запоминание слова, а повторение его в определенном ритме под мелодию. Запоминание как цель отсутствует и в методе, основанном на имитации какой-либо деятельности. Например, перед учеником ставится задача накрыть на стол и дается словарь необходимых слов. Очень эффективно, но это требует высокого педагогического образования. Вам предлагается в качестве цели манипулирование словами: подбирать к иностранному слову сходное по звучанию русское. Например, SLEEV - рукав (англ. - сливА). В этом случае манипулируем только со звучанием слова, а в цель должно непосредственно включаться его значение, перевод. Как же сформулировать цель, чтобы она не совпала с запоминанием слова? Надо работать с образами. Но образы у нас имеют только слова родного языка. Значение иностранного слова получает образ только через его аналог в русском. При запоминании надо использовать только слова родного языка! Т. е. слива - рукав. В качестве цели выберем решение задачи по нахождению возможного отношения между словами. Но прежде вспомним еще два требования: отсутствие общепринятой логики и наличие динамики в элементах информации. Отношения между словами должны быть нелогичными, динамичными, совершать движение. В нашем случае это очень просто: представьте, что продавец, взвесив сливы, перекладывает их в пустой рукав. Обратите внимание на слово "представляем". Отношения надо не просто проговаривать, а именно "представлять"! Это позволяет миновать ненадежную кратковременную память и работать сразу с долговременной. Обратите внимание на динамику: продавец взвешивает, насыпает. Необходимо представлять, как продавец насыпает, сливы скатываются в рукав, как вы берете кулек. Большой ошибкой будет представление, что сливы неподвижно лежат.
При образовании нескольких тысяч нединамичных структур. Ваша статичная исчезнет, как дым. Необычное отношение между словами делает образ ярким, эмоционально окрашенным. Хотя динамичная структура может храниться в памяти практически вечно, нам она требуется, как молоток для забивания гвоздей. Мы забили гвоздь в стену (запомнили две ас-; социации), и отложили молоток в сторону.
Теперь сделаем то, ради чего мы совершили всю эту работу (в дальнейшем ассоциирование по мере развития будет занимать 3-4 секунды). Мы пытались запомнить слово - SLEEV. Благодаря сходному звучанию мы быстро переходим от этого слова к русскому слову "слива". Эта связь хранится в кратковременной памяти, именно она и составляет самое слабое звено в цепочке. Количество этих связей как единиц информации не должно превышать 26 единиц в порции слов. Количество структур может быть неограниченным. Их несоответствие учитывается в технологии. Слово "слива", благодаря жесткости придуманной структуры, приводит нас к переводу "рукав". Таким образом, основные усилия сосредоточены не на запоминании, а на создании структуры. В этом эффекте вы убедитесь сами. Подобные операции на первых порах вызывают затруднения, усугубленные кажущейся надуманностью, несерьезностью. Многие в процессе ассоциирования испытывают дискомфорт от того, что окружающие внимательно слушают их глупость. В действительности, ваше умение сочинить такую "глупость" судит о вашем нестандартном уме. Ассоциирование - это творческий процесс. Именно поэтому мы так настаивали на предварительной настройке. Не надо понимать это как выполнение приказа. Лучше так: "Я очень хочу выучить язык. Я буду стараться этот язык выучить на всю жизнь! Мое мышление очень глубокое!" А вот фразы-приказы лучше не применять. Итак, мы придумали для иностранного слова структуру, сделали ее необычной, динамичной. Но в первое время одного образного представления мало, нас больше учили управлять своей речью, нежели образами. Поэтому через некоторое время, которого явно недостаточно для того, чтобы структура выполнила свою функцию и только после этого исчезла, образы начинают сливаться, стираться. Это от того, что образ того или иного слова не имеет какой-то привязки.
Слово может использоваться с различными оттенками, в разных контекстах. Оно испытывает влияние других слов, изменяет свой смысл в зависимости от окружения. Сначала надо объединять слова в группы по 7-10 штук в каждой на основе одной содержательной картинки с концентрированным смыслом.
В школьных учебниках тоже есть картинки, скажем, пионер с горном, но эти картинки не имеют концентрированного содержательного смысла, легко стираются из памяти. Берите картинки из юмористических журналов, слова под картинкой оставьте (если есть), чтобы сохранить единый смысл и значение. Вырезанную картинку наклейте в тетрадь. Рядом выпишите триады слов: иностранное - сходное по звучанию - перевод. Образы и структура лепко запоминаются, поэтому фиксировать их на бумаге не надо. Изображения, при условии, что они имеют четкий неординарный смысл, сразу проникают в долговременную память, даже спустя 10 лет, осматривая картинку, вы вспомните те 7-10 слов, которые выучили с ее помощью.
Такая блочная система позволяет избежать "давления" слов по разным контекстам. За один присест можно без ущерба усваивать от 2 до 26 картинок, но у занятого человека хватает лишь на 3-5 в день, в результате чего мы в 7-10 раз уплотняем информацию, т. е. в 7-10 раз увеличиваем возможности памяти! Когда вы изучите базис языка, то будете учить слова прямо по словарю! Открываете страницу, берете слово, образовываете структуру, делаете пометки карандашом (записываете слово, сходное по звучанию), и слово остается в голове до конца жизни! Однако при таком способе плотность информации падает и можно за 1 урок запомнить не более 25 слов. Компенсируйте это увеличением числа уроков, следующих друг за другом через 15 минут. Этот метод выгоден, не требует времени на повторение, можно проделывать процедуры в автобусе, в дороге...
Изучая первые 3-4 тыс. слов, нужно повторять их, чтобы закрепить в долговременной памяти и освободиться от выполнившей свою функцию структуры. На 5-ой тысяче возникает особое ощущение уверенности в своей памяти и слово с помощью этого метода запоминается с первого предъявления!
Не волнуйтесь, если этого не произойдет на 6-8 тысяче слов, это не связано с интеллектуальными способностями. На первых порах повторение нужно организовать так: первый раз через 10-20 минут (хотя можно и через 2 часа и даже через 12 часов, после мысленного создания структуры).
При этом смотрите либо на русский перевод, или на иностранное слово, и воспроизводите всю структуру даже тогда, если вам кажется, что можно обойтись без нее. Потом первое повторение не нужно, переходите сразу ко второму, через 24 часа. Второй раз - на другой день, через 24-30 часов. Если удалось воспроизвести не все структуры, созданные вами, то их повторяют на следующий день, при повторении смотрите на картинку, отыскивая на ней нужные слова. Если не удалось вспомнить все структуры и на третий раз, то отложите их до окончательного повторения всех структур данной порции слов,' которое проводится оптимально через 2-3 месяца. Не пугайтесь такого срока, вы сможете вспомнить все слова и через два года, даже если не встречались с ними за этот период! Изучая язык, не волнуйтесь, что он забудется от неупотребления!
Последнее повторение является основным и решающим. Вся ваша грандиозная работа будет выполнена зря, если не сделать этого последнего "аккорда". В большинстве случаев учащиеся смутно помнят структуры, если не сталкивались с ними в жизни.
Это происходит из-за интерференции структур, из-за естественных процессов забывания, обостренных несоблюдением данной технологии даже в мелочах! Последнее повторение лучше разбить на две части: Первый день - вспоминаем по своим записям структуры. Второй - повторяем их, глядя только на картинки (если по словарю, то смотрим только на перевод или на иностранное слово). Если при последнем повторении вы сразу вспомнили перевод слова, то восстанавливать всю структуру не надо. Она выполнила свою функцию и отмерла. Должно возникнуть новое для вас ощущение - когда из глубины памяти, даже помимо вашей воли, на слово родного языка вдруг выплывет его перевод. Если между изучением языка (для этого достаточно 7-9 тыс. слов) и его активным использованием прошло много времени, слова могут забыться.
Слова не исчезают из памяти, а переходят в подсознание, консервируются. Вы легко их извлечете, заглянув в записи. Для такого повторения на тысячу слов хватит дня! На начальном этапе на все операции, включая повторение, создание структуры, поиск эквивалентов тратится 2-3 минуты, потом - 20-25 секунд.

Уникальные издания.

  • 01. СУПЕРТЕЛО! Уникальная методика развития сильного тела без тренажеров и "химии"!
  • 02. НАПИТКИ ЧЕМПИОНОВ. Рецепты приготовления протеиновых коктейлей для наращивания мышц
  • 03. ПОДРАСТИ - ЭТО ЗДОРОВО! Уникальное практическое пособие по ускоренному увеличению роста в любом возрасте
  • 04. ПОХУДЕТЬ - НЕ ПРОБЛЕМА! Эффективная методика похудения без голодной диеты и упражнений
  • 05. ПРОСТИТЕСЬ С ЖИВОТИКОМ! Как "убрать" растолстевший живот
  • 06. СУПЕРПАМЯТЬ. Самая эффективная методика развития суперпамяти
  • 07. ПОЛИГЛОТ. Методическое пособие по изучению любых иностранных языков
  • 08. БЫСТРОЕ ЧТЕНИЕ. Как увеличить скорость чтения и запоминать прочитанное
  • 09. ДЛЯ ВАШИХ ГЛАЗ. Оригинальная методика исправления дефектов зрения
  • 10. ИЗБАВЬТЕСЬ ОТ ХУДОБЫ! Сборник практических рекомендаций для всех, кто хочет излечить худобу
  • 11. ЭТО УНИКАЛЬНО! Рецептура приготовления универсального народного средства от многих болезней
  • 12. ЗДОРОВЫЕ ЗУБЫ. Уникальная методика естественного наращивания и лечения зубов без пломбирования
  • 13. СПОКОЙНЫЙ СОН. Как избавиться от храпа за две недели!
  • 14. АЛКОГОЛИЗМ - БЕДА. Простые методы лечения алкоголизма средствами народной медицины
  • 15. КУРЕНИЕ - ВРЕД. Надежная методика для тех, кто решил бросить курить раз и навсегда!
  • 16. ВЫ НЕОТРАЗИМЫ! Методика безболезненного и бесследного удаления волос с тела
  • 17. ВОСХИТИТЕЛЬНЫЕ ВОЛОСЫ! Рецепты приготовления эффективных средств для ухода за волосами 20
  • 18. САМОЛЕЧЕНИЕ. Рецепты лечения заболеваний на основе опыта народной медицины
  • 19. РЕЦЕПТЫ КРАСОТЫ. Простые рецепты приготовления косметических средств
  • 20. МУЖСКАЯ СИЛА. Проверенная методика восстановления потенции
  • 21. СЕКРЕТ ФАРАОНА. Рецепт эликсира для усиления половой функции организма
  • 22. ИДЕАЛЬНЫЙ БЮСТ! Как сохранить грудь красивой и увеличить ее объем всего за пару месяцев!
  • 23. ОСИНАЯ ТАЛИЯ. Комплекс эффективных упражнений для уменьшения окружности талии
  • 24. СТРОЙНАЯ И КРАСИВАЯ! Полезные упражнения для современной женщины!
  • 25. ЛЮБВИ И СЧАСТЬЯ! Как сохранить свою молодость и красоту в любом возрасте
  • 26. СЕКС - МАГИЯ. Волшебное искусство очарования и привораживания
  • 27. УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ! Расшифрованный ключ и таблицы Нострадамуса для познания своей судьбы
  • 28. ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ. Как развить в себе экстрасенсорные способности и получать энергию из космоса
  • 29. ГАРМОНИЯ РАЗУМА. Развитие и тренировка телепатических способностей и ясновидения
  • 30. НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ. Как лечить порчу, сглаз, испуг
  • 31. СИЛА ДУХА. Как развить смелость и уверенность в себе
  • 32. НОВЫЕ ТЕЛЕКАНАЛЫ - В КАЖДЫЙ ДОМ! Руководство по сборке простых телеантенн для приема новых телеканалов
  • 33. БЕЗ ПОМЕХ И ИСКАЖЕНИЙ. Как собрать антенный усилитель для приема удаленных телесигналов
  • 34. КИНЕСКОП. Способ восстановления "севшего" кинескопа
  • 35. ЗАЩИТНИК. Технология изготовления карманного электрошокера
  • 36. ШПИОН. Как собрать устройство для прослушивания помещений и автомобилей
  • 37. ОХРАННИК. Руководство по изготовлению универсального радиоохранного устройства
  • 38. ВЕЧНАЯ ЛАМПОЧКА! Как сделать простую лампочку "вечной"!
  • 39. КСЕРОКС ИЗ УВЕЛИЧИТЕЛЯ. Руководство по переделке фотоувеличителя в домашний миниксерокс
  • 40. ПЕЧАТИ И ШТАМПЫ. Способы изготовления печатей и штампов
  • 41. ВОЛШЕБНАЯ ЖИДКОСТЬ! Рецепты средств для удаления с бумаги печатей, штампов и записей
  • 42. МЕХА, ШКУРКИ И ШАПКИ. Рекомендации опытных скорняков по выделке шкурок и шитью меховых шапок
  • 43. ПОМОЩНИК МАСТЕРА. Описание изготовления сварочного аппарата на 220 В 51
  • 44. ЭЛЕКТРОДЫ ДЛЯ СВАРКИ. Рецепты изготовления сварочных электродов и "термитного" карандаша
  • 45. СВЕРКАЕТ И СИЯЕТ! Технология восстановления эмалированного покрытия
  • 46. БЕСПЛАТНЫЙ БЕНЗИН ДЕЛАЙТЕ САМИ! Руководство по сборке аппарата для изготовления бензина из воды и бытового газа
  • 47. ВМЕСТО БЕНЗИНА - КУХОННЫЙ ГАЗ! Руководство по сборке комплекта газобалонной аппаратуры для заправки любого автомобиля бытовым квартирным газом
  • 48. ЭКОНОМИЯ. Народные способы экономии автотоплива
  • 49. ВРАГ РЖАВЧИНЫ. Рецепт универсальной мази для удаления ржавчины
  • 50. ТОНИРОВАНИЕ. Технология и рецептура тонирования стекол
  • 51. ПРОВЕРЕНО В ПУТИ! Важные советы автолюбителям на случай экстремальных ситуаций
  • 52. НАДО СРОЧНО ЕХАТЬ. Как управлять автомобилем в непростой ситуации
  • 53. И СПИРТ, И ПИВО! Рецепты приготовления спирта без сахара и пива на любой вкус
  • 54. КУЛИНАРНЫЕ РЕЦЕПТЫ! Как приготовить продукты питания
  • 55. ИЗБАВЬТЕСЬ ОТ ВРЕДИТЕЛЕЙ. Эффективные составы для борьбы с насекомыми и грызунами
  • 56. СУПЕРУРОЖАЙ! Методические пособия по увеличению урожая помидор, картофеля, огурцов и малины
  • 57. ВСЕ О КАРТОШКЕ. Как получить урожай картофеля раньше обычного срока
  • 58. КИРПИЧИ - ПОЧТИ БЕСПЛАТНО! Руководство по изготовлению красных кирпичей из доступных материалов
  • 59. СТРОИТЕЛЬНЫЕ БЛОКИ. Технология изготовления строительных блоков без цемента
  • 60. ПРОЧНО И ПРАКТИЧНО! Как собрать простое устройство для плетения сетки-рабицы
  • 61. ЭЛЕКТРОНИКА НА РЫБАЛКЕ! Описание и схема сборки уникальной звуковой приманки для рыб
  • 62. УДАЧЛИВЫЙ РЫБОЛОВ. Сборник рецептов эффективных прикормок и привад для любого вида рыбы
  • 63. СЕТИ ДЕЛАЙТЕ САМИ! Чертежи ручной машинки для вязания сетей
  • 64. ЗАРАБОТАЙ В ИНТЕРНЕТЕ. Работа в качестве freelancer
  • 65. КОЛЛЕКЦИОНЕР. Цены на монеты России и СССР 80
  • 65.1. Технология. Изготовление свеч из мыла