Модернизация образования

Модернизация российского образования набирает обороты: в старшей школе переходят на профильное обучение, почти повсеместно введен Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Но, по мнению Виктора Садовничего, быстрая реформа не подходит: активная и скорая модернизация рискует разрушить наработки прошлых лет. Прежние научные достижения в физике, химии, освоении космоса пока позволяют российской науке держаться на уровне, но этого преимущества легко лишиться. «При движении вперед, — говорит ректор МГУ, — важно не потерять то, что имеешь. Главной ценностью нашего образования всегда была насыщенность. Студент знал много по своему предмету и по другим дисциплинам, он мог учиться всему и всегда, а закончив вуз, имел возможность адаптироваться к любой работе. Это наш плюс и наша гордость — нельзя ее упустить».

Сказанное особенно актуально накануне неизбежных корректировок после слияния двух министерств в одно — министерство образования и науки РФ — и назначения нового рулевого российского образования, тем более что тактика действий сформированного ведомства еще не обнародована.

Накануне В. Садовничий встретился с главой нового учреждения Андреем Фурсенко и обсудил будущее российской школы. «Образование целостного министерства, безусловно, верный шаг, — считает ректор МГУ, — наука и образование должны идти в одной упряжке. Новый министр А. Фурсенко грамотный управленец и хороший ученый-физик. У меня лишь одно опасение, которое я высказал министру при личной встрече, и он со мной согласился: новое министерство должно быть единой структурой, а не двумя в одной».

Сам А. Фурсенко на недавней пресс-конференции в Санкт-Петербурге заявил, что реформу российской школы, в частности внедрение ЕГЭ, он продолжит. Правда, министр образования и науки оговорился, что содержание экзамена необходимо пересмотреть и оптимизировать. Мнение В. Садовничего остается неизменным: он не будет принимать студентов по результатам ЕГЭ в свой вуз.

«ЕГЭ не является и не может являться единственным критерием поступления, — уверен он. — Предложите главе престижного европейского вуза набирать студентов по результатам выпускного теста, и он рассмеется вам в лицо. Там идет «штучный отбор», где важно учесть как успеваемость, так и научные и общественные достижения, впечатление от личного общения — собеседования. Поэтому в применении ЕГЭ обязательно должны быть оговорки».

По задумке разработчиков такой экзамен должен обеспечить объективную оценку знаний школьников, пресечь коррупцию в вузах и изжить репетиторство. Но он не решает заявленных вопросов, полагает ректор МГУ, хотя по его наблюдению, в тех регионах, где данный эксперимент идет не первый год, показатели стабильно, от раза к разу, растут. Причина этого, на его взгляд, тесная связь ЕГЭ с финансированием региона и конкретного учебного заведения.

«ЕГЭ — это неплохая форма мониторинга учебных заведений, общей успеваемости, — говорит В. Садовничий, — но нельзя считать эту форму панацеей. При помощи ЕГЭ нельзя пресечь репетиторство, взяточничество. Мои коллеги из регионов рассказывают мне, что репетиторы и сейчас готовят старшеклассников к экзаменам. Только педагогам стало легче: не надо учитывать особенность избранного вуза, достаточно лишь «натаскать» на определенный тест. На самом деле взяточничество пресечь просто: дайте мне информацию о педагоге МГУ, вымогающем деньги у абитуриентов (если такой найдется), и я наглядно продемонстрирую, как решать подобные проблемы. Этот вариант будет более эффективным».

Ректор сокрушается и о том, что с введением ЕГЭ медалисты потеряют преимущества при поступлении. В свое время, как признался В. Садовничий, по ряду причин ему не выдали честно заработанную медаль. И теперь он с особым трепетом относится к выпускникам-отличникам.

«Мне говорят, что прослеживается связь между наличием льгот при поступлении и количеством медалей, — рассказывает он. — Если льготы есть — медалей становится больше, льгот нет — число медалистов падает. Но это не повод лишать талантливых детей преимущества при поступлении. Нужно пресекать коррупцию, а не отменять льготы отличникам».

Количество бюджетных мест в МГУ в 2004 году увеличено: порядка 4000 студентов будут бесплатно учиться в одном из самых элитных вузов страны. Кроме того, университет нашел новый способ поиска одаренной молодежи из глубинки. Ректор вуза направил в 80 регионов письмо, в котором сообщил, что призеры местных профильных олимпиад смогут поступить в университет без экзаменов. Студентами МГУ уже стали 600–700 ребят, занявших первое, второе и третье место в таких конкурсах. К ним присоединились еще около 200–300 школьников, проявивших себя на московских олимпиадах.

«Это наш успех, наша удача, — рассказывает В. Садовничий. — Мы смогли найти способ отыскать и заполучить лучших из лучших детей из регионов, из самой глубинки. Более того, я уверен, что необходимо отладить общественно-государственную систему проведения олимпиад для школьников. Такая система намного эффективнее, чем ЕГЭ, выявит талантов и гениев. Во главе мероприятия должен стоять человек с незапятнанной репутацией: так и хочется назвать нобелевских лауреатов Жореса Алферова или Виталия Гинзбурга. Тогда это будет качественный набор в вуз, а не количественный: когда школьник определяет свою дальнейшую судьбу за четыре часа на ЕГЭ».

По мнению ректора МГУ, ЕГЭ — первый шаг к всеобщему платному образованию. Активно внедряемую систему Государственных именных финансовых обязательств (ГИФО) В. Садовничий сравнивает с ваучером: выпускнику дан определенный задел, частичная оплата обучения, а остальное необходимо доплатить самому в зависимости от собственного показателя и числа желающих обучаться на этом факультете.

В качестве достойной альтернативы он рассматривает систему займов и кредитов на обучение — разной величины, на разных условиях — в зависимости от обеспеченности, таланта, потенциала студента. По имеющейся у ректора МГУ информации российский бизнес готов вкладывать деньги в образование, оплачивать обучение, предоставлять стипендии. Но и на таких условиях полный переход на платное образование недопустим.

«Меня очень беспокоит факт, что российские вузы становятся на путь платного образования. Здесь моя позиция четкая: наша страна может и должна сохранить бесплатное образование. Мы сами виноваты, разрешив волну сотен, тысяч негосударственных вузов...

...Сейчас общее число вузов в стране более чем избыточно — свыше 3000. Средняя стоимость обучения за год составляет в них около 500 долл. Но эта цифра взята «с потолка». Себестоимость гораздо выше: по самым скромным меркам год обучения студента МГУ обходится в сумму никак не ниже 3000 долл. Видимо, эти вузы отдают себе отчет, что такая плата не по силам большинству родителей, просят цену ниже, но и образование дают именно на ту сумму, что требуют», — отмечает В. Садовничий.

Право на обучение и работу, утверждает ректор МГУ, должно быть у каждого. Он считает оскорбительным тот факт, что отслужившие в армии ребята часто не могут поступить в вуз, и призывает к тесному взаимодействию системы высшего образования и Вооруженных сил РФ: «Надо создавать бесплатные подготовительные отделения при вузах для отслуживших в армии, развивать взаимодействие Вооруженных сил с военными кафедрами высших учебных заведений, повышать уровень подготовки в военных училищах... За годы службы молодой человек может растерять знания, навык учиться. Существует риск, что математик, как и музыкант, не упражняясь некоторое время, уже не сможет вернуться к занятиям. И мы должны индивидуально подходить к каждому юноше, создавать условия. Страна обязана беречь талант».