"Тыканье" на руководителя

Чтобы получить консультацию по этому вопросу, мы обратились к Елене Колесниковой, психологу тренингового центра «Стрим».

– Давайте разберемся, с кем, когда и для чего мы предпочитаем тот или иной стиль общения, что кроется в выбранной нами манере контакта.

Обращение на «ты» символизирует психологическое и иерархическое равенство.

Тыканье на руководителя
Именно эта форма принята в семье, в общении с друзьями, сотрудниками одного уровня. Обращение на «вы» символизирует дистанцию, границу, которую мы устанавливаем с партнером по общению. Эта форма принята в официальном, деловом общении, в разговоре с авторитетными людьми, а также теми, кого мы хотим держать на дистанции по личным соображениям.

Хочу обратить внимание на следующее. Особое значение имеет смысл, вкладываемый в обращение. Он передается интонацией, жестом. Обращаясь на «ты», можно продемонстрировать равенство и значимость человека, а можно и унизить, подчеркнуть неуважение к его личности. Когда нужно «закрыться», часто используют обращение на «вы». Однако, придав речи другие интонации, можно выразить уважение к собеседнику, его знаниям и опыту.

Безусловно, на стиль обращения влияет размер компании. В маленьких организациях руководитель имеет возможность лично контактировать с каждым сотрудником. Тесно общаясь с подчиненным, он тем самым выражает свое расположение, приблизив отношения к партнерским («мы все вместе решаем одну задачу»). В таких условиях обращение на «ты» предпочтительнее. В крупных компаниях фактор личностного контакта практически сводится к нулю. Руководитель часто не знает в лицо своих подчиненных. На первый план выступают должностные инструкции, общение формализовано. И это автоматически приводит к необходимости введения правил обращения на «вы».

На стиль обращения влияет и сложность поставленных задач. Когда вопросы, стоящие перед компанией, сложны (кризис, реструктуризация, необходимость прорыва на новый уровень), возникает реальная потребность в подъеме инициативы, творчества, активизации большинства сотрудников. А это подразумевает больший демократизм, открытость в общении – так называемое общение «без галстуков» и на «ты» («мы психологически равны, и мнение каждого имеет одинаковый вес и значимость»).