Тренинги коммуникационной направленности

Тренинги коммуникационной направленности Одной из новейших тенденций на тренинговом рынке специалисты называют небывалый интерес потребителя к тренингам коммуникационной направленности. На вопросы об особенностях этого вида обучения отвечает руководитель академии риторики "Власть слова" Владимир Кулешов.

- Владимир Васильевич, с чем связана такая тенденция?

- На самом деле эта тенденция наблюдается не только в нашей стране. Специалисты американского Общества тренингов и повышения квалификации (ASTD) составили лист предпочтений потребителей тренинговых услуг. И на первом месте оказались тренинги по развитию навыков слушания и речевого общения.

- Как такого рода тренинги, на ваш взгляд, помогают повысить эффективность работы отдельных сотрудников и компании в целом?

- В любой компании существуют как вертикальные связи (иерархия), так и горизонтальные, например, между разными отделами. Так вот, доказано, что при проходе информации сверху вниз - от начальника к подчиненному - теряется до 10% информации. В итоге конечное звено этой цепи получает минимальный объем информации, что, в свою очередь, уменьшает эффективность выполнения работы. Что же касается горизонтальных связей... В некоторых компаниях нередко встречается такой феномен, как "давай дружить против".

В результате такого рода "дружбы" горизонтальные связи разрываются, а вместе с ними изнутри разваливается и фирма. Поэтому в бизнесе очень важно правильно построить общение. В идеале эффект от общения должен соответствовать известной формуле "1 + 1 = 3",также как результат переговоров должен быть "выиграл - выиграл" (обе стороны в плюсе). Оба собеседника должны обогатиться от общения друг с другом. А таким, какой ты есть на самом деле, имеешь право быть только перед близкими и перед Богом, но не на рабочем месте.

Человеческое общение, как и алмаз, надо окультуривать, ведь последствия сказанной фразы заключаются в реакции на нее. Человек проявляется в общении с другими. В нем существует невероятное количество граней, и к разным людям человек поворачивается разными сторонами. Чем больше у тебя граней, тем ярче ты блестишь. Иначе говоря, к людям нужно поворачиваться той стороной, которую они от человека ожидают, и желательно, чтобы это была сторона, в которой ему самому комфортно, иначе человека просто не заметят.

- Вы используете западные методики?

- Ни в коем случае. Конечно, в том, что я делаю, можно найти элементы НЛП, аспекты подготовки у Станиславского, но это совсем другое. К слову сказать, презентации американских курсов, сделанные нашими специалистами, весьма не удачны, поскольку только автор верит в свою религию. Авторские варианты мне кажутся наиболее разумными, ведь американское чужое остается американским чужим, а чужой фрукт на нашей земле не растет.

- Как же тогда родился этот курс?

- Я видел психологическую беспомощность студентов, защищавших дипломные проекты, понимал их состояние: сам защищал диплом и диссертацию, и риторика мне в этом очень помогла. Я стал наблюдать за жестами людей и понял, что они несут определенную функцию. Вообще общение - это на 7% слова, на 38% голос и на 55% жесты. С помощью жестов можно придать абсолютно другой смысл речи, не изменяя интонации. Их условно можно раз делить на две группы: есть риторические жесты, которые помогают понять эмоциональный смысл сказанного, а есть жесты-иллюстраторы, сопровождающие речь.

Они призваны упростить ее для понимания. А многие люди не отличают бытовые жесты от риторических. Я также много размышлял об интонации, которая особенно важна при телефонных разговорах. При правильном использовании жестов и интонации можно добиться больших результатов. Вот так постепенно и родился этот курс. Запустив его как пробный шар, я с удивлением обнаружил, что он сразу стал востребованным. Ко мне на учебу приходили случайные люди. Теперь они составляют костяк команд "ЮКОСа", Альфа-Банка, крупных энергетических компаний.

- Вы сказали, что в общении есть три составляющие: слова, жесты и голос. Какую роль в нем играет голос?

- Огромную: 70% людей говорят не своими голосами. Попробуйте записать свою речь на пленку, а потом прослушать, и вы ужаснетесь прослушанному, ибо вам будет казаться, что это не ваш голос. Его также надо окультуривать. Некрасивых голосов не бывает. Кстати, хорошо поставленный голос влияет и на психологическую природу человека: происходит своеобразная корректировка личности - повышается личностная самооценка.

- Какие новые направления в тренинговом обучении вы считаете сейчас наиболее актуальными?

- У нас во "Власти слова" появился тренинг на защитную и агрессивную речевые тактики. На свете, увы, много хамов, и при постоянном общении с ними чувство собственного достоинства гасится. Есть ли выход из такого коммуникативного тупика?

Есть. Например, совместно сосуществуют два вида единоборств: каратэ (нападение) и айкидо (защита). Для того чтобы уйти от удара в драке, нужно пользоваться айкидо (это сознательная тактика ухода от удара). Человек должен знать эти приемы: овладев ими, он сможет защитить чувство собственного достоинства. Также и в общении.

- Как оценить, достигнут результат тренинга или нет?

- Результат зависит от частоты применения полученных навыков на практике. Это как в спорте: если хочешь быстро бегать, ты должен набегать сотни километров. Есть замечательная формула успеха тренинга: терпение, наблюдение и тренировка. А задачей руководства фирмы становится создание условий для применения полученных работником знаний. Кроме того, тренеру важно повышать самооценку участников во время тренингов. Я, например, избегаю ситуаций, связанных с занижением самооценки. Известно, что, чем выше личность по статусу, тем хуже она поддается коррекции. Такому человеку сложно упасть до уровня ребенка: он уже слишком за собой следит, он уже обладает опытом, и тренер вынужден опираться в ходе тренинга на его опыт, а не на опыт из своей книжки.

Результат коммуникативных тренингов невозможно измерить в цифрах, ибо он нематериален. Он может проявиться в качестве общения между людьми или в развитии корпоративной культуры. В любом случае это отсроченное счастье, но фирма, думающая только о сегодняшнем дне, может не иметь завтрашнего.