Кардинальное решение проблемы занятости

На Западе давно сложилась система стандартов видов работ, которая предполагает их подробное описание, страхование, каталогизацию и соответствующую профессиональную подготовку ментально-ориентированного населения. Эта ориентация позволяет людям не искать должности на готовых рабочих местах, а СОЗДАВАТЬ рабочие места для развития собственных ресурсов. Такой подход позволяет кардинально решать проблему занятости.

Основной вопрос: может ли соискатель выполнять те виды работ, которые необходимы для удовлетворения потребностей клиентов той или иной фирмы. В таком случае он нужен, востребован, а значит - может гарантированно заработать деньги.

В нашей стране, к сожалению, при формировании рынка профессий прежняя ориентация - на должности и специальности. Такой подход специализирован, но не каталогизирован. Каталог - это путеводитель на рынке труда (подобно каталогам товаров, где вы выбираете нужный, соответствующий вашим требованиям и желаниям). Без каталогизации профессия не может подвергаться страхованию (страховка дает возможность клиенту контролировать качество работы).

Н.В.: - Какое отношение все это имеет к рынку профессий?

В.Я.: – У нас при рыночных условиях до сих пор нерыночные правила. Это отражается и на рынке профессий. Люди дезориентированы. Они отдают немало лет учебе, получают диплом специалиста, а потом либо не могут найти работу по специальности, либо, найдя, не могут работать успешно, потому что не соответствуют современным требованиям. Причина: наша образовательная система ориентирована на подготовку эрудированных специалистов, но не на формирование у них универсальной способности развития ресурсов, востребованных на рынке труда. А ведь будущий клиент станет платить не за научную степень, а за качество работы.

Так что, выйдя на рынок, и не определив правила игры на нем, проигрывает все общество в целом. Гигантские человеческие ресурсы не используются, и даже не ставится вопрос об этом. В отношениях к рынку профессий мы отстаем даже от стран «третьего мира».

Н.В.: - Что же является причиной этих явлений и почему необходимо кардинально менять подход при подготовке специалистов?

В.Я.: - Мировая тенденция формирования рынка профессий заключается в следующем.

Рынок ТОВАРОВ (с его денежно-товарными отношениями) прочно просуществовал до 50-х годов. Потом основной стратегией экономики стал клиентоориентированный подход и резко включился рынок УСЛУГ. С конца 80-х годов рынок услуг мощно перерастает в рынок ТЕХНОЛОГИЙ (также клиентно-ориентированных). А с конца 90-х эти технологии приобрели (в связи с появлением Интернета, WEB-технологий и пр.) новые формы.

Современные информационные технологии имеют ряд преимуществ: отсутствие границ во времени и пространстве, дешевизна использования при высокой скорости продвижения товаров и услуг, доступность для широких масс. И самое главное - глобальность видения и понимания конкретной ситуации и задач бизнеса в режиме реального времени.

В настоящее время темп технологического развития очень высок и стремительно требует соответствующих специалистов, владеющих широким спектром видов работ в сфере информационных услуг.

Россия входит в мировое информационное сообщество не бизнесом, а образовательной сферой, поэтому в нашей стране появляются новые профессии и специальности: «менеджер по информационным технологиям», «специалист по управлению информационными ресурсами», «информационный менеджер» и пр.

Мы находимся пока на стадии ознакомления с информационными технологиями как с инструментом, но не работы с ними, как с ресурсом.

Н.В.: - Есть ли, при такой разности подходов «у нас» и «у них», перспективы у россиян? Как нам и нашим детям обрести достойное будущее при существующей системе образования?

В.Я.: - Перспективы, безусловно, есть. Дело в том, что рынок формируется независимо от тех профессий, которые предлагают наши вузы. Реальная потребность организаций, желающих войти в мировой бизнес (и использующих для этого информационные технологии как средства поддержки), порождает и будет порождать спрос на специалистов международного стандарта.