Географические категории тренингового рынка

Географические категории тренингового рынка Откуда родом?

Предлагаемые сегодня тренинги условно можно разделить на несколько "географических" категорий - по тому, методики и наработки каких стран в них использованы.

Суть "проамериканских" программ сводится к набору чередующихся простых и сложных приемов, между которыми нет какой-то глубокой связи. Специалисты отмечают, что у нас такие программы лучше всего идут в сфере продаж. Наиболее популярные среди них - "Атакующий маркетинг", "Семь навыков успешного менеджера" и "Десять способов завоевать клиента". Однако чем выше уровень персонала, тем хуже работают "американские" программы. Кроме того, они чрезвычайно практичны, а это как раз нашему участнику не всегда нравится. Поэтому во время занятия тренерам приходится останавливаться и разъяснять людям детали, зачастую оторванные от российской реальности.

Среди предлагаемых у нас европейских программ стоит выделить три типа: профранцузские, пронемецкие и проанглийские. Курсы, берущие начало во Франции, легко опознать по непривычной для русского человека туманности. Большая часть из них (например, "Тренинг самообладания и уверенности в бизнесе" и "Развитие корпоративной культуры") требует полного включения и осознания происходящего. Характерная реакция участников на французские тренинги - это недоверие и сопротивление. Зато их просто обожают психологи: легко проводить и не надо анализировать. Однако не совсем понятно, как же контролировать результаты.

Программы, в которых присутствуют немецкие корни (в частности, "Практика продаж", "Эффективная работа с отговорками клиентов" и "Эффективное вступление в контакт"), структурны и сверхсистемны. Здесь все разложено по полочкам, все ясно, просто и результативно. Правда, до тех пор, пока занятия не касаются поведенческих и психологических нюансов. Что делать, педантичному немцу трудно понять особенности русской души.

В английских тренингах системность несколько ниже. Зато высоко ценится юмор, который российские участники довольно легко схватывают. Сами занятия чаще всего сводятся к практике частого повторения: если 99 раз сделать так, то на сотый все получится как бы само собой. Безусловно, сильные стороны английских программ - это активная привязка к реальной практике (взять, хотя бы, тренинг "Организация и проведение ассессмента"). Однако именно поэтому эти курсы так остро нуждаются в адаптации к российской действительности.