Сценарии конкурентной борьбы коллег по работе

Отношения коллег в процессе конкуренции могут развиваться по разным «сценариям»: люди могут вполне мирно взаимодействовать, работая в обстановке соперничества с ярко выраженной эмоциональной окраской, или же остро противостоять, иногда – откровенно враждовать.

Конкуренция только тогда будет честной борьбой, когда сотрудники будут придерживаться определенных норм этики. Развитие здоровых конкурентных отношений в компании требует постоянных усилий руководства и внутреннего контроля со стороны самих людей, участвующих в этом процессе.

Руководитель должен обеспечить всем сотрудникам возможность продуктивно трудиться, повышать свой профессиональный уровень, при необходимости предложить наставничество, обучение на курсах.

Сотрудники, в зависимости от своих индивидуальных качеств, по-разному используют предоставленные возможности: одни вырываются вперед, другие остаются на прежних позициях, а некоторые и вовсе отстают. Если между работниками не складывается обстановка враждебности, а руководство справедливо оценивает достижения каждого, то можно говорить о здоровой конкуренции.

На практике разные ситуации, сложившиеся в результате конкуренции, редко объективно оцениваются участниками этой борьбы. Преуспевающий сотрудник быстро становится предметом зависти, раздражения. Такому работнику нужно приложить большие усилий, чтобы не позволить отношениям перейти на путь мелких уколов в адрес друг друга. Крайняя степень вражды – неблаговидные поступки, распускание сплетен, наушничество, подсиживание.

В зависимости от моральных качеств соперников, конкурентная борьба может принимать самые острые и непредсказуемые формы. «Он идет по головам» – так нередко говорят о человеке, для которого не существует этичных правил в достижении своих карьерных целей.

Такой работник не считается с окружающими и их интересами, предает друзей, ломает чьи-то судьбы, стремится наладить контакты с руководством и завоевать его расположение любыми, часто неприглядными способами. Заняв лидирующие позиции, он расправляется с бывшими конкурентами. Стоит ли говорить, что ни одна цель не оправдывает некорректных способов ее достижения…