Толерантные отношения на работе

Толерантные отношения на работе Любой производственный коллектив складывается случайно. Поэтому на каждой работе можно встретить людей самых разных убеждений и интересов. Сегодня во всем мире принята практика отношений, базирующаяся на толерантности. Каждый член общества ощущает себя личностью, имеет свою точку зрения и убеждения, но уважительно и терпимо относится ко взглядам других людей, не совпадающим с собственными. Основа будущих отношений в коллективе будет заложена удачно, если удастся учесть индивидуальность коллег и выработать свою линию поведения.

Специалисты утверждают, что в начальные секунды общения у человека уже формируется о собеседнике несколько суждений. Поэтому первое, на что следует обратить внимание, – это оформление своих мыслей в четкую, стилистически грамотную речь. Ведение удачного диалога невозможно без умения слушать. К сожалению, это качество встречается не так часто, хотя начинающему сотруднику такой способностью стоит овладеть обязательно. Проявляя терпение и выслушивая собеседника до конца, человек демонстрирует уважение ко мнению другого, настраивает его доброжелательно. Кроме того, получает информацию о работе или о самом собеседнике. Следовательно, основное правило коллегиальных отношений – это умение говорить и слушать. Достаточно образно об этом сказал известный физик, академик Ландау. Начиная работать с аспирантом, у которого не было своих тем для работы, Ландау говорил: «Я – золотая яблоня, но меня надо потрясти, чтобы упало золотое яблочко». Это значило, что нужно было уметь с ним разговаривать, правильно строить беседу.

Как вписаться в коллектив, с чего начать? Например, вы приходите на работу - все места заняты, а вам обещали работу за компьютером. Для того чтобы выяснить все подробности, следует обратиться к любому из сотрудников с вежливой просьбой, звучащей приблизительно так: «Я ваш новый сотрудник. Не могли бы вы показать, где сидит руководитель?» И уже с начальником подразделения выяснять расположение своего рабочего места, наличие на нем компьютера. Неправильным будет узнавать эти подробности у первого встреченного коллеги, скорее всего, такой разговор будет неконструктивным и бесполезным.

В любом коллективе новичку предстоит «играть на чужом поле», поэтому придется принимать правила, установившиеся до него. Свои нововведения лучше оставить на потом - слишком активное позиционирование может вызвать протест и трудности во взаимоотношениях с сотрудниками. Идти за помощью к руководителю стоит только в самом крайнем случае, причем не для жалоб на коллектив, а для того, чтобы попросить совета в коррекции собственного поведения.

С первого дня стоит помнить, что новички по незнанию часто бывают втянуты в различные внутренние интриги, поэтому с самого начала старайтесь вести себя со всеми нейтрально - не участвуйте в поддержании разговоров, осуждающих кого-либо, и не проявляйте к таким темам интерес. Если рядом сидящие люди обращаются с вопросом о каких-либо сведениях, касающихся личной жизни, лучше не рассказывать подробности и тем более проблемы. На первый случай достаточно самых общих фраз. При налаживании контактов ориентируйтесь на то, что искусство ведения беседы состоит в разговоре на тему, интересную для вашего собеседника. Поскольку перед вами незнакомые люди и вас с ними будет связывать общее дело, задавайте вопросы о самой работе.

Что можно спросить в первую очередь, если вы чувствуете, что не отвлекаете людей и они расположены отвечать? Можно узнать о распорядке рабочего дня, времени перерыва, о том, где принято обедать. Вопросы, касающиеся самой сути работы, каждый специалист определяет самостоятельно, но вы должны их задавать корректно, начиная со слов: «Вы, должно быть, знаете, как найти нужный файл…» или «Не могли бы вы подсказать телефон смежной организации» (сразу записывайте, чтобы не обращаться еще раз). Если вы будете придерживаться уважительного тона, скорее всего, вам будут помогать. Но если в ответ на просьбу услышите, что у сотрудника нет времени отвечать на вопросы, не обижайтесь, а повторите попытку, обратившись к другому человеку. Если не получается установить контакт и на этот раз, переключите свое внимание на другую часть работы или сходите в отдел кадров, узнайте подробности оформления.